Рудольф Киттель
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
КИТТЕЛЬ (Kittel) Рудольф (1853-1929), нем. евангелич. экзегет. Род. в Вюртемберге.
Ученик и единомышленник *Дилльманна. С 1888 проф. библеистики в ун-те Бреслау,
а затем его ректор (с 1893). С 1898 по 1924 проф. экзегетики ВЗ в Лейпцигском
ун-те. К. был искренне религиозным человеком, что сказалось и в его науч. работах.
Огромным вкладом в библеистику явилось *критическое издание евр. текста ВЗ «Biblia
Hebraica», подготовленное под его редакцией. Труд этот вышел впервые в 1905-06
и с тех пор продолжает переиздаваться, оставаясь важнейшим пособием для экзегетов
и текстологов.
К. стоял на строго науч. позициях и при этом признавал *боговдохновенность
Писания. По его мнению, проникнуть в тайну пророчества невозможно лишь средствами
историч. критики. Он был одним из первых библеистов, к-рый привлек для своих трудов
обширнейший археологич. материал по истории и религии *Древнего Востока. К. отмечал
влияние на ВЗ культуры окружающих народов, но решительно отказывался принимать
теории Фридриха *Делича и *панвавилонистов. Итогом науч. деятельности К. явилась
его книга «История израильского народа» («Geschichte des Volkes Israel», 7 Aufl.,
1925-32, Bd.1-3). В ее 1-м изд. (1882-92) он еще сомневался в обоснованности *документарной
теории происхождения Пятикнижия, но во 2-м (1909-12) согласился с ее выводами.
Однако и в этом, и в последующих изданиях (6-е в 1923-29, т.1-3) К. настаивал
на определяющей роли Моисея для ветхозав. религии. По словам историка, процесс
формирования народа Божьего мог осуществиться «лишь в том случае, если позади
распыленной массы в качестве движущей силы стоит личность, далеко переросшая всех
окружающих и со священным воодушевлением раздувающая в целое пламя таящуюся в
современниках искру народного самосознания». В отличие от библеистов школы *Велльхаузена,
К. подчеркивал, что пророки-писатели не создавали новой религии, а «выступали,
по их же собственному признанию, в роли сохранителей и обновителей старой веры».
Основу «религиозного творчества Моисея» К. видел в *Декалоге.
Исследование К. содержит блестяще написанные и насыщенные фактами очерки географии
и древнейшей истории Палестины, а также описания быта, культуры и мышления разных
эпох ВЗ. Что касается сказаний о *патриархах, то К. называл их *легендами, отмечая
при этом, что легенда в них неотделима от подлинного историч. воспоминания. «Древнейшее
повествование Библии, — писал он, — может быть историей, являясь одновременно
и легендой». В связи с находкой стелы Мернептаха археологом *Питри Флиндерсом,
К. поддержал гипотезу, согласно к-рой в Египет переселились не все израильтяне.
Часть их могла остаться в Ханаане; она-то и упомянута в стеле 13 в. Свящ. история
показана К. на фоне культуры и событий древневост. истории. К. также принадлежат
комментарии к Суд, Цар, Пар, Пс и Ис.
u Der Bibel-Babel Streit und Offenbarungsfrage, Lpz., 1903; Studien zur Hebraischen
Archaologie und Religionsgeschichte, Lpz., 1908; Die alttestamentliche Wissenschaft
in ihren wichtigsten Ergebnissen, Lpz., 1910; Religion des Volkes Israel, Lpz.,
1921; в рус. пер.: Культура Ханаана в эпоху вторжения в него израильтян, в кн.:
С о л о в е й ч и к М.А., Очерки по евр. истории и культуре, т.1, СПб., 1912;
Главнейшие результаты раскопок в странах Древнего Востока, там же.
l Die Religionwissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellung, Lpz., 1925,
Bd.1; RGG, Bd.3, S.626.
|