ЮЛИХЕР (Julicher), Адольф
Юлихер А. Религия Иисуса и начало христианство до Никейского собора. Из истории раннего христианства. М., 1907. С. 59-178.
См. библеисты.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЮЛИХЕР (Julicher), Адольф (1857-1938), нем. протестантский церк.
историк и библеист либерального направления. Род. под Берлином;
высшее образование получил в Галльском ун-те. С 1882 состоял в должности
пастора, а затем был проф. истории Церкви в Берлине и c 1888 по
1923 — проф. новозав. экзегетики в Марбурге (где скончался). Наибольшую
известность Ю. принес труд «Притчи Иисусовы» («Die Gleichnisreden
Jesu», Freib., 1889, Bd.1-2). В этом обширном (ок.1000 с.)
исследовании он осуществил первый сравнит.-лит. анализ евангельских
*притч, сопоставляя их с произведениями греч. лит-ры. Согласно выводу
Ю., в притчах полностью отсутствует аллегорич. элемент. Исходя из
убеждения, что в основе своей притчи содержат подлинные слова Иисуса,
Ю. предпринял попытку отделить в них «наслоения более позднего времени».
В 1894 он выпустил свое «Введение в Новый Завет» («Einleitung
in NT», Freib.-Lpz., 1894), в к-ром нашли отражение исагогич. взгляды
школы *Гарнака. Хотя Ю. относил *синоптиков ко «второму и третьему
поколению после Иисуса», но он признавал, что синоптич. образ Христа
настолько величествен и значителен, что не мог быть созданием общины.
В книге «Павел и Ииcyc» (1907) Ю. развивал концепцию, согласно к-рой
гл. заслуга ап.Павла заключалась в превращении христианства в мировую
религию. Само же учение апостола он рассматривал как неизбежное
усложнение «простой и непосредственной евангельской веры», к-рое
в будущем следует преодолеть. Тем не менее, он видел в ап.Павле
«истинного наследника духа Иисусова». На выступление *Древса, пропагандировавшего
*мифологическую теорию происхождения христианства, Ю. откликнулся
книгой «Существовал ли Иисyc?» («Hat Jesus gelebt?», Marburg, 1910),
в к-рой отстаивал историч. реальность Христа. В течение долгого
времени он готовил *критическое издание *италийского перевода Евангелия
(Мф вышел в год смерти Ю., а Мк и Лк посмертно в 1940 и 1954).
u Религия Иисуса и начало христианства до Никейского собора, в
сб.: Из истории раннего христианства, М., 1907; т о ж е, в
кн.: Общая история европ. культуры, СПб., [1908], т.5 (полн. пер.);
свои воззрения Ю. изложил в 4 т. кн.: Die Religionswissenschaft
der Gegenwart, «Die Theologie der Gegenwart», Lpz., 1928, Jg.22,
№ 6; Die Geschichte dеs Nеuеn Testament, 1907; 1917; Der Brief
an die Romer, Gott., 1907.
l G e n t h e, S.151; NCE, v.8; ODCC, p.767; RGG, Bd.3, S.1008.
|