КЛИТИН Александр Михайлович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
КЛИТИН Александр Михайлович, прот. (1860-1919), рус. правосл. богослов. Род.
в Смоленской губ. в семье инспектора духовного училища. Окончил МДА (1884); преподавал
греч. яз. в Севском духовном училище (Оренбургская губ.). Магистерская работа
К. была посвящена аргументации в пользу принадлежности *Пастырских посланий ап.Павлу
(«Подлинность посланий св. ап.Павла к Тимофею и Титу», К, 1887). После защиты
дисс. (1889) преподавал в КДС и кадетском корпусе (1893). В 1893 принял сан священника.
В 1903 был командирован за границу для науч. занятий. В дальнейшем К. работал
гл. обр. в области основного богословия, курс к-рого вел, будучи проф. Новороссийского
ун-та (с 1900). К. был одним из первых правосл. богословов, к-рый при толковании
Кн. Бытия допускал животное происхождение человеческого тела.
Основной труд К. «История религии. Опыт историко-богосл. исследования» (т.1,
Одесса, 1910) остался незавершенным. Автор рассмотрел только общие вопросы правосл.
религиоведения, религии некультурных народов и религии народов семитской группы.
Заключит. глава содержит очерк ветхозав. вероучения. В ней К. высказывает пессимистич.
взгляд, согласно к-рому «можно только сознавать желательность выделения в Библии
богодухновенного и небогодухновенного, существенного от несущественного, но сделать
это до сих пор не представлялось возможным в нашей богословской науке». *Документарную
теорию происхождения *Пятикнижия К. называет «остроумной, но совершенно не обоснованной
исторической концепцией»; в характере ветхозав. религии К. подчеркивал ее партикуляристич.
сторону, игнорируя библ. *универсализм. Однако К. признавал всемирное значение
*профетизма. «Только у пророков, — писал он, — понятие Божества, в круге унаследованных
исторических идей, достигает той высоты, премирной и абсолютно духовной, нравственной
Личности, той, даже скажем, значительной высоты, которая, хотя и не может быть
названа откровением нового имени Божества (Иоанн XVII, 6), но все же говорит о
движении возвышенной мысли и глубокого самосознания».
u Совр. вопросы зап. богосл. науки, Одесса, 1904; Курс богосл. знаний в его
основных положениях, Одесса, 1905.
l ПБЭ, т.11, с.251-52; материалы к биографии К. — в Государств. архиве Одесской
обл., ф.170. |