ПЛАТОН (Порфирий Федорович Рождественский)
Его: о церковной жизни Украины в 1918 году
Платон [Рождественский]. Древний Восток при свете Божественного Откровения. Киев, 1898. 680 с. См. также ТКДА 1898, июнь-декабрь, 1899, февраль-апрель.
О нем Лемешевский - Никитин, 1995.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПЛАТОН (Порфирий Федорович Рождественский), архиеп. (1866-1934), рус.
правосл. церк. деятель и богослов. Род. в Курской губ. в семье священника. Окончил
Курскую ДС (1886) и в 1887 принял сан священника. В 1891 поступил в КДА, где на
последнем курсе постригся в монахи. Был доцентом по кафедре нравств. богословия,
а затем инспектором академии. За работу "Древний Восток при свете Божественного
Откровения" (К., 1898) П. удостоился звания магистра богословия. В 1902 хиротонисан
во еп. Чигиринского, викария К.ской митрополии. "Административная деятельность
преосвященного Платона, — пишет современник, — высоко ценилась в К.е, и личность
его была весьма популярна во всех кругах киевского общества". В 1907 П. назначен
на кафедру Северо-Американскую и Алеутскую. В 1933 возглавил в Америке церк. автономию,
после чего был под запрещением Московской Патриархии (запрещение снято посмертно).
Диссертация П. была одной из первых попыток обозрения истории и культуры *Древнего
Востока с библейской и церковной точек зрения. Книга содержит ряд ценных мыслей,
хотя является чисто компилятивной и в наст. время устарела. l М а н у и л. РПИ,
т.5.
Из справочника Мануила Лемешевского:
Платон (Рождественский Порфирий Федорович), митрополит Северо-Американский и Аляскинский (позднее - Американская Автокефальная Православная Церковь).
Родился 23 февраля 1866 г. в Курской губернии.
В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию.
6 января 1887 г. рукоположен во священника. Четыре года был сельским священником в Курской епархии.
В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1894 году пострижен в монашество.
В 1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры.
В 1896 году - исполнял должность доцента.
В 1898 году - получил степень магистра богословия за труд "Древний Восток при свете Божественного Откровения".
С 1898 года - помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита.
В 1902 году - ректор академии.
3 июня 1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.
Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали: Феогност, митрополит Киевский и Галицкий; Сильвестр, епископ Каневский и другие.
Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского монастыря.
С 1906 года издавал журнал "Церковь и народ".
С 12 февраля 1907 г. член 2-й Государственной думы.
С 8 июня 1907 г. - архиепископ Алеутский и Северо-Американский.
В 1909 году был вызван в Св. Синод для присутствия.
С 20 марта 1914 г. - архиепископ Кишиневский и Хотинский.
С 5 декабря 1915 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Священного Синода.
В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии.
С 4 декабря 1916 г. утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.
После Февральской революции 17 июня 1917 г. назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры.
15 июля произнёс речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками: "Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Рус. рукой убиты дети рус. земли! (См.: Введенский А.И.. Церковь и государство... 1918-1922. М., 1923, С. 51-52).
На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью: "Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стеснённая, страна наша всё-таки должна отстоять своё мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих её благу, её счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно" ("Государственное совещание", с. 66).
Участник Священного Собора 1917-1918 гг. в Москве. Совершил торжествественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве. На Соборе избран Председателем отдела внешних и внутренних миссий и членом ряда других отделов.
13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.
Во время октябрьских боев в 1917 году в Москве вёл по поручению Собора переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором с пением молитв отправились в Московский Военно-Революционный Комитет. Митрополит Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: "Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!" (ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24).
Участник Всеукраинского Собора 1918 года.
9/22 февраля 1918 г. - митрополит Херсонский и Одесский.
В 1920 году эмигрировал за границу в Северную Америку.
В 1921 году он принял от епископа Александра (Немоловского), уехавшего в Европу, управление Северо-Американской епархией.
В 1922 году был признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады.
В сентябре 1923 г. Свят. Патриарх Тихон назначил его Управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией в России.
Взяв неверное антиканоническое направление в управлении епархией, он уклонился от чисто церковных дел и превратил кафедру в амвон политических выступлений, враждебных отечеству и Матери-Церкви. Этим он положил начало расколу.
С 16 января 1924 г. Святейшим Патриархом Тихоном и Свящ. при нем Синодом уволен от управления Северо-Американской епархией. Патриарший указ об его увольнении он не выполнил и потому продолжал управлять Северо-Американской епархией.
Четвертый Всеамериканский Собор, состоявшийся 19 апреля 1924 г. в Детройте подтвердил права митрополита Платона на звание правящего епископа Русской Православной Церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора.
В 1926 г. вышел вместе с митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским) из состава Заграничного Архиерейского Синода (Карловацкого).
Ограждая свою самостоятельность от влияния карловчан, он, без всякого на то согласия Московской Патриархии, объявил в 1933 году Американскую Церковь автономной. Этим он снова нарушил единство Матери-Церкви.
За этот грех против Матери-Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 августа 1933 г. признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митрополита Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения.
Скончался 7 / 20 апреля 1934 г., не покаявшись в грехе учиненного им раскола.
19 апреля 1946 г., внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым.
Труды:
"Слово, произнесенное 6 апреля 1899 г. у гроба в Бозе почившего духовника Киево-Печерской Успенской Лавры, иеросхимонаха Николая". ТКДА 1899, май, с. 79.
"Слово в день памяти преп. отца нашего Феодосия, игумена Киево-Печерского". ТКДА 1899, май, с. 113.
"Слово в день Архистратига Михаила". ТКДА 1899, декабрь, с. 517.
"Слово, сказанное на заупокойной литургии, в день погребения Высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого". ТКДА, 1900, июль, с. 336.
"Христианство и социализм". Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии". ТКДА 1900, ноябрь, с. 315.
"Слово в день памяти преп. отца нашего Антония Печерского (Трудность и значение иноческой жизни)". ТКДА 1901, август, с. 464.
"Слово в день Преображения Господня и освящения Лаврской Великой Церкви". ТКДА 1901, сентябрь, с. 37.
"Речь при наречении его во епископа 31 мая 1902 г.". ТКДА 1902, июль, с. 4.
"Речь при открытии в Киеве местного епархиального отдела императорского Правосл. Палестинского Об-ва 6 декабря 1902 г.". ТКДА 1903, февраль, с. 185.
"Речь при встрече Высокопреосв. митр. Флавиана". ТКДА 1903, март, с. 7.
"Речь при открытии Всеукраинского Церковного Собора". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 439.
"В Украинскую Раду". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 441.
"Православие под австро-венгерским судом". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 23, с. 1043.
Poslanie Vysokopreosv. Platona Mitropolita Vseja Amerikii Kanady, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1930, 2, 4-8.
Литература:
"Церк. Ведом." 1902, № 20, с. 172, 1907, № 25, с. 273, 1909, № 47, с. 411, 1914, № 12, с. 95, 1916, № 52, с. 453, 1917, № 27, с. 178, № 35, с. 295, 1918, № 7-8, с. 37, № 19-20, с. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1902, № 26, с. 858-860, 1910, № 51-52, с. 2249, 1912, № 16, с. 683, 1918, № 5, С. 172-174, № 11-12, С. 389.
"Мисс. Календ." 1907, с. 137.
"Правда о религии в России". МП, 1942, с. 46, 279.
"Русск. Прав. Церк.", с. 155.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 302-303.
"Русск. Паломн." 1912, с. 254, 1914, № 29, с. 470, 471, 472, 1915, № 21, с. 336, № 38, с. 607.
"ЖМП" 1933, № 16-17, с.1, № 18-19, с. 2, 3, 1950, № 7, с. 69-70, 1955, № 3, с. 71-72, 1957, № 6, с. 66-70, 1959, № 11, с. 14, 1960, № 2, с. 31-32, № 8, с. 11.
"Изв. Каз. Еп." 1912, № 39, с. 1185, 1914, № 13-14, с. 421-422, № 31-32, с. 976.
"Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915-1916 уч. год", с. 12.
Елевферий митр. "Соборность Церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 88, 262, 263.
ФПС I, № 8, с. 1, III, с. 5.
Булгаков, с. 1394, 1403.
БЭС т. II, стб. 1815.
БЭЛ т. X, стб. 620-621.
Orthodox America 1974-1976 (Syosset 1975), S. 128.
G. Afonskij, History of the Orthodox Church in Alaska, 90.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, passim, bes. 422.
Regel' son 492.
N. Rklickij, Zizneopisanie VII, 382-385; 387-391.
I. Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC IV, 1, 14-20, 25 und passim.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.
Pamjati Vysokopreosv. Mitropolita Platona, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1934, 5, 4-7.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, II, III, passim.
N. Struve 26, 508.
Une lettre du catholicos Leonide au patriarche Tykhon, in: Echos d'Orient 35(1932)365 (Nr. 3 vom 5.8.1919).
D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
Голостенов М.Е. // Политические деятели России 1917: Биографический словарь. Москва, 1993. С. 251-252.
*
Очерк А.Л.Никитина из примечаний к переизданию книги Польского (СПб., 1995, номер страницы после текста):
50. Платон (Рождественский Порфирий), Митрополит Херсонский и Одесский, в расколе — митрополит "всея Америки и Канады". Род. 23 февраля 1866 г. в Курской губ. Окончил Курскую духовную семинарию (1886), после чего был рукоположен во священника и проходил служение на сельском приходе. Овдовев в 1891 г., поступил в Киевскую духовную академию, во время учебы в которой принял монашество (1894). Успешно окончив академию (1895), получил ученую степень магистра богословия (1898). Преподавал, занимая ряд административных должностей (1895-1901), был назначен ректором Киевской духовной академии и хиротонисан во Епископа Чигиринского, викария Киевской епархии (1902). Был членом Второй Государственной Думы; возведен в сан архиепископа с назначением Правящим Архиереем на Алеутскую и Северо-Американскую кафедру (1907). Переведен на Кишиневскую и Хотинскую кафедру (1914). Назначен Архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии (1915). 12 марта 1917 г. грузинскими автокефалистами отстранен от управление епархией и 13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита с назначением на Тифлисскую и Бакинскую кафедру в должности Экзарха Кавказского. Участник Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.; как один из старейших митрополитов явился важным участником церемонии настолования Святейшего Патриарха 21 ноября 1917 г. По избрании клира и мирян Херсонской епархии назначен Митр. Херсонским и Одесским (1918). Активно поддержал Белое движение на Юге России. Был участником Южно-Русского Церковного Собора 1919 г. в Ставрополе. При наступлении красных вынужденно покинул пределы России вместе со своею паствою (1920). Входил в состав Высшего Русского Церковного Управления Заграницей, которым был назначен начальником Русской духовной миссии в Афинах (Греция). По назначению Зарубежного ВЦУ в апреле 1921 г. был направлен в Северную Америку для устроения церковных дел. Явился вторым по старшинству иерархом из участников I Всезарубежного Церковно-
121
го Собора 1921 г. в Сремских Карловцах. Входил в число членов Архиерейского Синода РПЦ(з). В соответствии с выраженной Свт. Тихоном (Беллавиным) волею Архиерейским Синодом РПЦ(з) назначен временно управляющим Северо-Американской епархией (1922). Ввел в заблуждение Архиерейский Синод РПЦ(з), распространив сомнительный, якобы патриарший, указ от 16(29) сентября 1923 г. об утверждении своем Митрополитом Северо-Американским. Неожиданно, без всяких оснований, в начале 1924 г. был Святейшим Патриархом отстранен от управления епархией и вызван для суда в Москву, что, впрочем, так и не было исполнено.
Следуя автокефалистским курсом, не согласился с требованиями Архиерейского Собора РПЦ(з) 1924 г. и покинул его заседание, за что был исключен из числа членов Ахиерейского Синода РПЦ(з) Ввиду продолжения проведения линии неподчинения Высшей Церковной Власти Архиерейским Синодом РПЦ(з) отрешен от управления епархией и запрещен в священнослужении 18(31) мая
1927 г. В ответ на это
прещение объявил об автокефалии "Американской Православной Церкви" (1927), не признанной, впрочем, ни Архиерейским Синодом РПЦ(з), ни иными Поместными Церквами. Обратился за признанием и поддержкою к Митр. Сергию (Страгородскому) (1928). Будучи лично согласен с условиями, предусмотренными московскою "Декларацией" 1927 г., не смог навязать их своим викариям, клиру и пастве, из-за чего не только не был признан Москвою, но получил запрещение в служении и от Митр. Сергия (1933). 7(20) апреля 1934 г. скончался вне общения с Православною Церковью, однако, в 1946 г. вторым "советским" патриархом Алексием Симанским была произведена своего рода "духовная реабилитация" его — посмертным снятием запрещения...
51. Дважды весьма туманно упомянутая автором провокация, представляется теперь, заключалась в следующем: Высшему Русскому Церковному Управлению Заграницей в самом начале своей деятельности пришлось разрешать проблемы Северо-Американской епархии, где у временно управляющего епархией Еп. Канадского Александра (Немоловского) возникли неурядицы, главным образом, материального характера. Еще были возможны какие-то сношения с Патриархом Тихоном (Беллавиным), который предложил послать в Северную Америку для устроения церковных дел временно управляющего Российскими приходами в Западной Европе, Митр. Евлогия (Георгиевского). Однако он, не желая уезжать в заокеанскую командировку, связался с Митр. Херсонским и Одесским Платоном (Рождественским), в 1907-1914 гг. бывшим Правящим Архиереем Алеутской и Северо-Американской епархии, атогда в эмиграции занимавшим скромную должность начальника Русской духовной миссии в Афинах (Греция), и от назначения отказался, предложив вместо себя кандидатуру Митр. Платона.
В соответствии с определением Заграничного ВЦУ от 29 декабря 1920 г. (11 января 1921 г.) Митр. Платону был предоставлен отпуск для частной командировки в Северную Америку с целью устроения церковных дел. В апреле 1921 г. Митр. Платон прибыл в Нью-Йорк, где был моментально окружен "агентами влияния" ГПУ, направившими его деятельность в русло раскола РПЦ(з). Были дозволены даже связи с Москвой, с Святейшим Патриархом, который высказал рекомендации о назначении Митр. Платона на Северо-Американскую кафедру, о чем был извещен и Архиерейский Синод РПЦ(з). В соответствии с этим 23 августа (5 сентября) 1922 г. Архиерейский Синод РПЦ(з) (по согласованию с Еп. Александром) постановил назначить временно управляющим Северо-Американскою епархией Митр. Платона. Усиленно подогретые извне автокефалистские тенденции заставили Митр. Платона пойти на авантюру. 7(30) сентября 1923 г. им был распространен указ Св. Патриарха Тихона от 6(29) сентября 1923 г. об утверждении своем в должности управляющего Северо-Американской епархией. Этот указ был сообщен Митр. Платоном Архиерейскому Синоду РПЦ(з) без присылки самого подлинника, однако по доверию Синода к маститому Владыке был безоговорочно принят. _Впоследствии явную сомнительность этого указа отметил Высший Суд штата Нью-Йорк, отказавшись признать его подлинность, т.к. весьма настораживало, что текст его получен был из Москвы... на следующий день после подписания... Также и Архиерейский Синод РПЦ(з) позднее отказался признать этот указ подлинным, отмечая в 1930 г., что "никакого значения сему документу не придает". До-
122
бавим, что в советской церковной прессе этот документ был впервые опубликован лишь в 1957 г. Таким образом, можно заключить, что инициирование издания этого указа (если он вообще существовал) и было началом большевицкой провокации, проведенной при участии Архиеп. (позднее Митр.) Тверского Серафима (Александрова) . В силу этого сомнительного указа Митр. Платон объявляет себя утвержденным на Северо-Американской кафедре, а в начале 1924 г. получает из Москвы Патриарший Указ от 3 (16) января 1924 г. об отстранении от управления епархией и вызове для суда в Москву "ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях..., направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви"... Следует отметить, что Митр. Платон, особенно в эмигрантский период своей деятельности, никак не выказывал себя последовательным антикоммунистом, скорее, следуя в этом вопросе настроениям своих пасомых из числа во многом еще дореволюционных переселенцев в Северо-Американские Соединенные Штаты. Так что обвинения Митр. Платона были совершенно надуманные, не говоря уже о чисто политическом характере их. Важно было другое: противоречивыми указами из Москвы — сомнительность первого из коих неизбежно скоро обнаружится; при совершенной неожиданности и необоснованности другого, сокрытого, между прочим, Митр. Платоном от Архиерейского Синода РПЦ(з) — и при подогревании искусственных противоречий между Митр. Платоном и Архиерейским Синодом поставить главу Северо-Американской епархии в такое положение, когда усердно пропагандируемый авто-кефалистский путь станет единственно возможным видимым выходом из создавшейся ситуации. Что и получилось. А отсюда было недалеко уже и до "подписки о лояльности советской власти" в соответствии с условиями "Декларации" 1927 г., на что лично Митр. Платон уже был согласен в 1928 г. - лишь возмущение клира и паствы удержало тогда неканоническую "Американскую автокефалию" от поглощения столь же сомнительной "советской патриархией". Когда уже в 1924 г. тайные пружины всей этой провокации выявились, по утверждению автора, Святейший Патриарх Тихон отменил навязанное ему ГПУ решение об увольнении Митр. Платона. Мы не располагаем документальными подтверждениями того, но те обстоятельства, что ни в Москву на суд Митр. Платон не приезжал (что было бы равносильно для него самоубийству), ни фактически отстранен от управления епархией в соответствии с распоряжениями Москвы в 1924 г. не был, ни преемник его ни назначен, ни послан в Нью-Йорк не был, а Митр. Платон оставался законным управляющим Северо-Американскою епархией вплоть до выхода из подчинения Архиерейскому Синоду РПЦ(з) и отстранения им от управления епархией с запрещением в служении 18(31) марта 1927 г., свидетельствуют о том, что Свт. Тихоном были предприняты максимально возможные тогда усилия для разрушения планов врагов Церкви в отношении организации продолжающегося поныне "американского" раскола Русского Церковного Зарубежья.
52. Автокефалистские идеи стали усердно пропагандироваться вокруг Митр. Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) сразу же по его прибытии в Нью-Йорк в апреле 1921 г. Провокация с противоречивыми указами из Москвы (см. прим. 51) подвигли Митр. Платона к решительным, но осторожным действиям. Первоначально без его участия, но, вне всякого сомнения, с ведома Правящего Архиерея 20 марта (2 апреля) - 22 марта (4 апреля) 1924 г. в г. Детройте было созвано собрание клира и мирян Северо-Американской.епархии, постановившее "временно объявить Русскую Православную епархию в США самоуправляющейся Церковью", а Митр. Платон был избран ее главою и назначен тростистом над имуществом всех церквей. Несмотря на то, что на последнем заседании "Детройтского собора" Митр. Платон уже присутствует в качестве председателя, получает от "собора" право ношения второй панагии и преднесения креста (т.е. внешних знаков отличия главы Церкви), на словах он остается лоялен РПЦ(з), в октябре 1924 г. деятельно участвует в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах, а на следующем Архиерейском Соборе 1926 г. выступает с докладом о положении в епархии, определенно отмежевываясь от ав-токефалистских постановлений "Детройтского собора". Испрашивая у собора особые грамоты ко всем предстоятелям Православных Церквей в Америке о подтверждении своих прав и полномочий на управление Русской Православной Церковью в Америке, он, в то же время, отказался подписать протокол этого своего доклада. Хит-
123
рость, предпринятая для получения обманом подтверждения своих полномочий как главы "Американской Церкви", была раскрыта; Митр. Платону оставалось только покинуть заседание Собора, который, противясь автокефалии, никаких просимых грамот ему не выдал, а самого Митр. Платона исключил из числа членов Архиерейского Синода. Затем, после самочинного увольнения и запрещения единственного оставшегося верным Архиерейскому Синоду РПЦ(з) своего викария, 18(31) марта 1927 г. Архиерейский Синод подверг Митр. Платона отстранению от управления епархией и запрещению в священнослужении.
Тем временем, на протяжении всего.1927 г. идет работа по выработке официального статуса "Американской автокефалии": в феврале собирается "священный собор" епископов, вырабатывается гражданская "конституция", издается "Декларация" ко всем православным жителям Америки. В результате 6(19) декабря 1927 г. была официально провозглашена "Американская автокефальная церковь", не признанная ни Архиерейским Синодом РПЦ(з), ни предстоятелями иных Поместных Православных Церквей в Америке. В 1933 г. окончательно провалилась затея и поддержки этого антиканонического новообразования подсоветским Московским церковным управлением, безоговорочно потребовавшим от Митр. Платона и его последователей соблюдения условий "Декларации" 1927 г. — т.е. подписки о лояльности советской власти.
При преемниках Митр. Платона "Американская митрополия" неоднократно меняла ориентацию: от автокефалии — к Архиерейскому Синоду РПЦ(з) — затем к Московской патриархии — потом опять к "независимости". И лишь в 1970 г. — во время глубокого кризиса "Американской автокефалии", когда паства ее стала разбредаться в РПЦ(з), в американские приходы Московского патриархата или в иные православные юрисдикции — исходя из определенных внешнеполитических причин, по указке спецслужб, полностью поработивших к тому времени Московскую патриархию, второй "советский" патриарх Алексий Симанский незадолго до смерти "даровал" вожделенную автокефалию "Американской церкви", вслед за чем последовало признание ее и другими Поместными Церквами, все более отходящими от Православия и ориентирующимися на московский церковный курс...
|