БУБЕР (Buber) Мартин
Тексты.
встреча с Бердяевым в
1935 г.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БУБЕР (Buber) Мартин (1878-1965) иудаистский религ. философ. Род.
в религиозной евр. семье, учился во Львове, Вене и Берлине. Испытал
сильное влияние идей Канта и Ницше; изучал протестантский мистицизм
и философию С.Кьеркегора. Переход от мистики растворения в Абсолюте
к библейскому пониманию «диалога между Богом и человеком» отразился
в самой известной книге Б. «Я и Ты» («Ich und Du», Lpz., 1923).
Человек, по Б., обретает себя только через «встречу» и «отношение»
с Богом, Который незримо присутствует в мире. Эта встреча не может
быть передана никаким рациональным описанием. В диалоге с Богом
человек обретает спасение, а не «познание» или «решение». Божье
присутствие не уводит человека от жизни, а, напротив, ее освящает.
Совместно с Ф.Розенцвейгом Б. предпринял перевод ВЗ на нем. яз.
с сохранением ритма и стилевых особенностей оригинала. После кончины
соавтора (1929) Б. продолжил работу, завершив ее только в 1958 г.
«По единогласному почти признанию самых выдающихся знатоков, перевод
Библии Буберу удался блестяще» (Л.Шестов). С 1923 Б. преподавал
во Франкфуртском ун-те. В 1933 с приходом к власти нацистов он был
освобожден от преподавания, но оставался в Германии. В 1938 Б. уехал
в Иерусалим, где жил до конца своих дней, состоя проф. Иерусалимского
ун-та.
К области библеистики относятся три работы Б.: «Царство Небесное»
(«K"nigtum Gottes», B., 1932), «Моисей» («Moses», Z., 1948), «Вера
пророков» («Der Glaube der Propheten», Z., 1950). В них Б., признавая
выводы *новой исагогики, рассматривает историю религии ВЗ как постепенное
углубление идеи Царства Божьего. Б. указывает на парадокс теократического
принципа: жестоковыйный народ, пришедший из пустыни, свободно подчиняется
верховной власти Господа. «Покорность Высшей силе по своей природе
не знает принуждения: ее наличие в каждый момент определяется крепостью
веры того, кто изъявил покорность».
В книге «Два типа веры» («Two Types of Faith», L.-N.Y., 1951) Б.
противопоставляет иудейскую веру (эмуна) как в е р н о с т ь
греческому понятию веры (мpўistiV), веры как убеждения, к-рое якобы
свойственно христианству. Вера-эмуна есть волевой акт всей общины,
а вера-пистис, по Б., есть личное миросозерцание. Но такой подход
встретил справедливую критику со стороны христ. богословов, к-рые
указали Б., что именно в богословии ап. Павла личная вера есть одновременно
и вера народа Божьего, Церкви.
Мн. положения Б. близки к христианским и были использованы теологами
разных конфессий. Сам он признавал наличие тесной связи между Ветхим
и Новым Заветами и высоко ставил личность Иисуса Христа. «Тот факт,
— писал он в «Двух типах веры», — что христианство видело и видит
в Нем (Иисусе. — А.М.) Бога и Спасителя, всегда казался мне фактом
величайшей серьезности». В другом месте он выражает уверенность,
что «иудейская община в процессе своего возрождения будет оценивать
Иисуса не просто как великую личность своей религиозной истории,
но также в органическом контексте протекающего в веках развития
мессианизма, конечной целью которого является искупление» («Pointing
the Way», L.-N.Y., 1957, v. 1, p. 18).
u Werke: 3 Bd., MЃnch., 1962-64; в рус. пер.: Веление духа (избр.
произвед.), Иерусалим, 1978; Избр. произведения, Иерусалим, 1979;
Я и Ты, М., 1992.
l Б е р д я е в Н., M.Buber, «Путь», 1933, № 38; КЕЭ, т.
1; Ш е с т о в Л., Мартин Б., в его кн.: Умозрение
и Откровение, Париж, 1964. Библиогр. на иностр. яз. см.: ODCC, p.
206.
|