ФРАНСУА ШАТОБРИАН
Ср. справочник по
истории Церкви.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене (1768-1848), франц. писатель,
один из основоположников романтизма в европ. лит-ре. Род. в Бретани
в аристократич. семье. В юности увлекался идеями Ж.-Ж.Руссо и энциклопедистов.
В 1791 совершил поездку в Америку, где полгода путешествовал
по девственным лесам. Вернувшись во Францию, Ш. примкнул к роялистским
отрядам, а в 1793 эмигрировал в Англию. Там он написал свое первое
произведение, в к-ром показывал неизбежность революции из-за упадка
старого режима. Книга была проникнута антихрист. нacтроениями. Но
в 1798 Ш. пережил внезапный внутренний переворот и вернулся в лоно
Церкви. "Мое обращение, — писал он, — не было следствием какого-либо
великого сверхъестественного откровения; убеждение мое вышло из
сердца". Тогда же он начал работать над большим апологетич. трудом,
к-рый опубликовал уже по возвращении в Париж (1800). Труд этот назывался
"Гений христианства" ("G№nie du christianisme", 1802; полный рус.пер.
был сделан М.П.Погодиным в 1821, но в печати не появился). В книгу
были включены две повести: "Атала" (рус.пер.: СПб., 1891) и "Рене
— Бенжамен Констан. Адольф" (рус.пер.: М., 1932). Книга вышла в
период примирения между Церковью и государством во Франции и была
встречена с энтузиазмом (за 2 года вышло 4 изд.). Наполеон I взял
Ш. под свое покровительство и назначил первым секретарем франц.
посольства в Риме. В 1806 писатель посетил Св. Землю, после чего
из-под его пера вышли поэма в прозе "Мученики, или торжество христианства"
(1809; рус.пер.: СПб., 1892) и "Путешествие из Парижа в Иерусалим"
(1811; рус.пер.: 1815-17). Постепенно Ш. разочаровался и в бонапартистах,
и в Бурбонах. В последние годы жизни он предсказывал закономерность
прихода демократии. Скончался Ш. в первые дни революции 1848.
В "Гении христианства" мн. страницы посвящены Библии. Подобно *Гердеру,
Ш. подчеркивал ее эстетич. ценность, что для писателя было
неотделимо от ее духовного значения. В 5-й кн. "Гения христианства"
("Библия и Гомер") Ш. paзвивал мысль о том, что эстетич. ценность
Писания не уступает великим творениям *античности, что древнеевр.
язык обладает особой неповторимой выразительностью. "Простота Библии
более скупа и сурова; простота же Гомера более пространна и цветиста.
Первая нравоучительна и прибегает к одним и тем же оборотам для
выражения новых мыслей. Вторая же не скупится на слова и часто повторяет
в одних и тех же выражениях только что сказанное". Если поэмы Гомера
полны отступлений, пышных эпитетов, детальных описаний, то "повествование
Библии стремительно". Божественное, возвышенное в ней "почти всегда
неожиданно; оно поражает вас, как молния; оно обжигает вас прежде,
чем вы успеваете понять, что произошло". Библия, по словам
Ш., глубоко человечна. "Священное Писание раскрывает наше происхождение,
объясняет нашу природу; все христианские таинства говорят о нашей
судьбе; ради нас принес Себя в жертву Сын Божий. В христианстве
— от Моисея до Иисуса Христа... все являет нам внутреннего человека,
все стремится рассеять мрак, к-рым он окутан; именно христианское
учение, в отличие от ложных религий, отделявших Творца от творения,
навсегда объединило Бога и человека". Ш. указывает на огромное творческое
воздействие Библии и христианства на европ. культуру, в частн. на
*Данте, *Мильтона, Ж.Расина. Христианство создало новое отношение
к жизни, к Богу, к нравственности, к-рое во многом превосходит античность.
Той же теме посвящены и "Мученики". В поэме повествуется о любви
римского юноши-христианина и девушки-язычницы. В их беседах красоте
эллинских мифов противопоставляется красота Свящ. Писания.
u Оeuvres compl–tes, v.1-38, Р., 1826-60; в рус. пер.: Замогильные
записки Шатобриана, СПб., 1851; Гений христианства. Ч.2. Поэтика
христианства, в кн.: Эстетика раннего франц. романтизма, М., 1982.
l Д е з е с с а р Э., Ш., в кн.: Пти-де-Жюльвилль, Иллюстрир.
история франц. лит-ры в XIX в., пер. с франц., М., 1907; Д е
Л а Б а р т Ф., Ш. и поэтика мировой скорби во Франции
в кон. XVIII и нач. XIX столетия,
К., 1905; е г о ж е, Ш. и его сверстники, в кн.: История
Западной лит-ры (1800-1910), под ред. Ф.Д.Батюшкова, М., 1913, т.2;
КЛЭ, т.8; M о р у а А., Ш., "Замогильные записки", в его кн.:
От Монтеня до Арагона, пер. с франц., М., 1983; ЭСБЕ, т.39; В а
s s a n F., Chateaubriand et la Terre Sainte, Р., 1959; G
i r a u d V., Le Christianisme de Chateaubriand, v.1-2, Р.,
1925-28; BTS, 1975, ? 172; проч. лит-ру см. в NCE, v. 3.
|