Давид Штраус
Его: Жизнь Иисуса.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня ШТРАУС
(Strauss) Давид Фридрих (1808-74), нем. историк, философ, публицист, представитель
*отрицательной критики.
Род. в Лудвигсбурге в семье торговца и был воспитан матерью в духе протестантского
благочестия. Готовясь к деятельности пастора, окончил Блауберенскую церк. школу
и Тюбингенский ун-т. В обоих этих учебных заведениях преподавал *Баур, оказавший
большое влияние на Ш.
Благодаря Бауру он стал приверженцем философии *Гегеля и, отказавшись
от духовной карьеры, занял место репетитора по древним языкам и философии (сначала
в Маульборнской ДС, а затем на Тюбингенском богосл. фак-те). Согласно Гегелю,
«идея Христа» важна прежде всего потому, что в ней раскрывается единосущие человеческого
духа и Духа Мирового. Восприняв и по-своему интерпретировав этот взгляд, Ш. задумал
положить его в основу своего труда по еванг. истории. Книга, написанная в течение
года, получила название «Жизнь Иисуса в критической переработке» («Das Leben Jesu,
kritisch bearbeitet») и вышла в 2-х объемистых тт. по 700 с. каждый (Tub., 1835-36).
Ш. предназначал ее для богословской аудитории. Он стремился доказать, что «идеальный
Христос» не может быть тождественным земному Иисусу. «Идея, — писал он, — не любит
изливать все свое изобилие на один индивидуум и быть скупой по отношению ко всем
остальным; только род соответствует идее. В том-то и заключается разгадка всей
христологии, что в качестве субъекта, носителя атрибутов, к-рые Церковь приписывает
Христу, вместо индивидуума ставится идея, притом идея реальная». Декларировав
свое знание о том, чего «не любит идея», Ш. истолковал все евангельские сказания
как совокупность *мифов, возникших в результате коллективного творчества общин.
Поскольку такое творчество не могло осуществиться слишком быстро, Ш., в согласии
с Бауром, отнес Евангелия к более позднему послеапостольскому времени. Исходя
из своих филос. предпосылок, он отверг какую-либо историч. достоверность Ин, к-рую
защищал в те годы *Шлейермахер. «Никогда, — писал Ш., — истинно религиозный человек
не мог сказать: "видящий меня видит Отца"». Особенности Ин объясняются, по его
мнению, тем, что 4-е Евангелие возникло во 2-й пол. 2 в. «на чуждой земле и под
влиянием философии, неизвестной первоначальной христианской среде» (по этому вопросу
см. ст. Евангелия).
Появление труда, в к-ром сочетались *гиперкритицизм и отход от фундаментальных
истин христианства, вызвало ожесточенную полемику. Против Ш. выступили многочисл.
оппоненты (*Толук, *Неандер, *Эбрард и др.). *Хенгстенберг встретил «Жизнь Иисуса»
с удовлетворением, т.к. считал, что она наглядно демонстрирует, куда могут завести
радикальные теории. Ш. был уволен с фак-та, а когда его пригласили читать догматику
в Цюрих (1838), протесты христ. общественности привели к тому, что он был отправлен
на пенсию, не прочтя ни одной лекции. Такой реакции Ш. не ожидал. С тех пор он
стал вести жизнь свободного литератора, переезжая из города в город. В книге «Христианское
вероучение» («Die сhristlische Glaubenslehre», 1840-41, Bd.1-2) он еще более определенно
высказал свое неприятие осн. христ. догматов. Борьба с идейными противниками,
семейные неурядицы сделали его мрачным и саркастическим. Ища опоры в истории скептицизма
и *рационализма, он написал книги об Ульрихе фон Гуттене (1858, рус. пер.: СПб.,
1896), *Реймарусе (1862) и Вольтере (1870, рус.пер.: СПб., 1909). Не оставлял
он и новозав. тематики. После ряда полемич. работ Ш. издал вторую «Жизнь Иисуса»,
предназначенную на сей раз не для богословов, а (как гласит подзаголовок) «для
немецкого народа» (1864, рус.пер. под ред. *Никольского Н.М. «народного» варианта
кн. Ш., М., 1907, т.1-2). Ш. подчеркивал, что это «совершенно новый труд». И действительно,
в нем он попытался дать не только критику текста, но и реконструкцию евангел.
истории, предварив ее обзором книг своих предшественников. Однако, как справедливо
заметил *Шафф, в этой книге Ш., «за немногими исключениями, утверждает свои старые
положения с той только разницей, что она дышит еще более сильным озлоблением против
Церкви и духовенства, чем его первое сочинение». Через неск. лет Ш. со всей четкостью
противопоставил *«исторического Иисуса» «Христу веры» («Der Christus des Glaubens
und der Jesus der Geschichte», 1865). В своей последней книге «Старая и новая
вера» («Der alte und der neue Glaube», 1872; рус.пер.: Лейпциг-СПб., 1906) Ш.
предлагал заменить христианство новой «религией», основанной на вере в прогресс
и пантеистически окрашенном эволюционизме (естественнонаучном). Место культа в
этой «религии» предназначалось искусству. В обществ. жизни Ш. заявил о себе как
консерватор, поклонник Бисмарка и прусского шовинизма. Это отразилось в его переписке
с *Ренаном, пытавшимся найти общий язык со Ш. во время франко-прусской войны (см.
пер. этой переписки в кн.: Де Лавелэ Э., Современная Пруссия в политич. и экономич.
отношениях, СПб., 1870). Скончался Ш. в своем родном городе.
Евангелие в толковании Ш. Развивая идеи Гегеля, Ш. пришел к обоготворению человека,
положив начало лево-гегельянскому направлению в философии. По собств. словам Ш.,
он предпринял критич. анализ Евангелий не столько для выяснения историч. истины,
сколько для утверждения «истинной и непреходящей сущности христианства» (к-рая
сводилась для него к человекобожию). Заслугой Ш. явилось то, что он разрушил попытки
старого рационализма (*Паулюс и др.) изгнать из Евангелий чудесное. Оно, по Ш.,
органически связано с повествованием евангелистов. Однако вся ценность его аргументации
уничтожается, когда он объявляет *чудеса вымыслом, возвращаясь тем самым на позиции
рационализма. Согласно его априорному утверждению, все реальные факты «суть факты
естественного порядка», и «даже самый выдающийся человек всегда был только человеком».
Поэтому «в большей части евангельских рассказов» содержится не подлинная реальность,
а «собрание мессианических идей того времени». В первой книге Ш. рассматривает
их как стихийно возникшие мифы о Божественном Человеке, а во второй — уже допускает
элементы преднамеренного обмана. Саму мысль применить концепцию мифа к Библии
Ш. заимствовал у *Де Ветте, но придал ей специфич. характер. «Мифы о Христе»,
по его гипотезе, имеют один гл. источник — ветхозав. *мессианизм. «Как только
сперва ограниченное число, а потом все более и более возрастающее число
верующих признали в Иисусе Мессию, они убедили себя, что все предсказания и все
образы Ветхого Завета с тем смыслом и аксессуарами, к-рые связывало с ним толкование
раввинов, должны были найти свое исполнение в Иисусе». Скрупулезная критика евангел.
текста подчинена у Ш. одной цели: показать, что сказания о Христе отражают гл.
обр. мессианские верования той эпохи. Однако а) Ш. не был в состоянии доказать,
что мессианские пророчества в принципе не могли исполниться; б) в его время сведения
о мессианских верованиях оставались отрывочными и неполными, что не позволяло
строить на них убедительную систему аргументации (Ш. часто обращался к постхристианским
памятникам *иудаизма, к-рые далеко не всегда отражали верования евангельского
и *междузаветного периодов); в) сам Ш. вынужден был признать, что жизнь Христа
«нисколько не отвечала национальным упованиям, под нек-рой властью к-рых
находились даже самые передовые ученики».
Его метод отыскивания в каждом евангельском сказании отзвуков мессианских идей
был порочен в корне, ибо позволял объявлять любой из рассказов мифом на основе
поверхностных и спорных аналогий. Так, находя в Евангелиях нечто, хотя бы отдаленно
сходное с мессианскими пророчествами, он вычеркивал это из евангельской истории
как миф. Приведем неск. примеров аргументации Ш.
По его мнению, рассказ о преследовании Иисуса в детстве — миф, т.к. смертельной
опасности в детстве подвергался Моисей. Прототипом сказания о приходе Отрока Иисуса
в Храм послужил рассказ о детстве прор.Самуила. Иисус был искушаем в пустыне,
но это миф, поскольку искушениям подвергались Авраам, Моисей, Давид. Рассказ о
призвании учеников и сказания об исцелениях заимствованы из легенд об Илие и Елисее.
Сообщение о самоубийстве Иуды не может быть историч., т.к. во 2 Цар 17:23 сказано,
что советник Авессалома Ахитофел повесился. Нетрудно заметить, что, используя
подобные аналогии, можно «мифологизировать» любое жизнеописание.
Т. о., экзегеза Ш. предоставляла простор для самого грубого произвола. Но и
допуская его, критик оказывался перед неразрешимыми для него проблемами. Ни ВЗ,
ни народно-раввинистич. мессианизм не знали Мессии-Проповедника, Мессии распятого
и воскресшего. Для Ш. Иисус был рядовым учителем, галилейским раввином, имевшим
мессианские притязания. Во второй книге он признал, что в Нем было нечто значительное,
производившее впечатление на современников. Но это не может объяснить того грандиозного
духовного переворота, к-рый совершился в судьбах народов благодаря евангел. событиям.
Почему именно вокруг этого Учителя сложился столь мощный «миф», способный
изменить русло истории? Подобные вопросы остаются у Ш. без ответа. Сама
его попытка реконструировать евангельские события повисает в воздухе, т.к.
большинство из них он объявляет мессианским мифом. Ему оставалось лишь вновь апеллировать
к «идее Христа», к «идеальному человеку», к-рый представляет ценность, «даже если
бы совсем не существовало исторического Христа». В последней же своей книге Ш.
отказывается и от ценности этого образа во имя культа нем. государственности,
науки и прогресса.
Несмотря на свой деструктивный характер, работы Ш. косвенным образом содействовали
развитию новозав. науки. Он обратил внимание экзегетов на мн. *противоречия и
*трудные места в Евангелиях, что вызвало к жизни новые исследования христиански
мыслящих библеистов. Следует отметить генетич. связь между идеями раннего Ш. и
воззрениями *Бультмана.
u Streitschriften zur Verteidigung meiner Schrift uber das Leben-Jesu, Tub.,
1837, Bd.1-3; Gesammelte Schriften, Bonn, 1876-78, Bd.1-12; в рус. пер.:
Чудеса Христа, СПб., 1907.
l А р с е н ь е в К.К., Давид Фридрих Ш. Биографич. очерк, «Вестник Европы»,
1878, № 9-10; прот.*Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа,
СПб., 1887; В е р н е р И., Евангелие и немецкая свободная критика.
Дав. Фр. Ш., «Новый Путь», 1904, № 4-5; архим.*М и х а и л (Лузин), О Евангелиях
и евангельской истории, М., 1870; Р е н а н Э., Историки — критики
Иисуса, в его кн.: Очерки по истории религии, пер. с франц., СПб., 1907; Ц е л
л е р Э., Биография Давида Фридриха Ш., в кн.: Д.Ш. Старая и новая
вера, Лейпциг-СПб., 1906; Ц и г л е р Т., Умственные и обществ. течения
XIX в., пер. с нем., СПб., 1900; ФЭ, т.5; ФЭС; ЭСБЕ, т.39а; *B a r t h
K., David Friedrich Strauss als Theologe 1839-1939, «Theologische Studien», 1939,
Hft.6; *H а u s r а t h A., David Friedrich Strauss und die Theologie seiner
Zeit, Heidelberg, 1876-78, Bd.1-2; S c h w e i t z e r A., GLJF; Z e l l
e r E., David Friedrich Strauss, Bonn, 1874 (англ. пер.: David Friedrich
Straus, L., 1879); Z i e g l e r T., David Friedrich Strauss, Strassburg,
1908, Bd.1-2; проч. иностр. библиогр. см. в LTK, Вd.9, S.1108; ODCC, р.1314; RGG,
Bd.6, S.416.
|