МИХАИЛ ШТЕРЕНБЕРГ
Значение августовских событий и их результата несомненно окажет
без преувеличения огромную роль на жизнь не только нашей страны,
но и мира. Поэтому о них еще многое будет написано, как воспоминаний,
так и работ, посвященных их анализу. Поэтому как человек, не совершивший
ничего особенного в эти дни и не политолог, я бы не взялся за перо,
если бы в кульминационный момент этих событий в ночь с 20 на 21
августа со мной не произошли события, выходящие далеко за рамки
личных. Поэтому считаю своим долгом изложить их по возможности документально,
отделив от фактов все косвенно связанные с ними моменты.
Днем 20 августа я был на митинге у "Белого дома" и решил откликнуться
на призыв прийти на ночное дежурство. Вместе с Натальей Игнатьевной Ивановой,
с которой мы знакомы еще с института, в седьмом часу вечера мы пришли на баррикаду
за гостиницей "Мир" с группой людей, с которыми тащили трубу от высотного
здания на пл.Восстания на баррикаду. Здесь мы и провели две ночи с 20 на 21 и
с 21 на 22, с уважением поглядывая на танк № 125, расположившийся непосредственно
за баррикадой. Ситуация, как известно, была напряженной, но люди есть люди и,
когда моментами напряжение спадало, возникали разговоры на различные темы. В частности
помню, что мужчине средних лет, которого про себя за благородство облика назвал
чем-то вроде "аристократа", я\<5казал о книге Даниила Андреева "Роза
мира", под большим впечатлением которой нахожусь в течение последних лет.
Уже поздно, примерно около II часов вечера, я предложил моим собеседникам помолиться.
"Я умею молиться только так", - сказал "аристократ" и воздел
руки к небу. Стоя рядом, я почувствовал нечто вроде мощного потока, про-
2.
низывающего меня сверху, и выразил ему, по этому поводу, удивленное
одобрение и предложил помолиться еще и обычным образом. Окружающие
сказали, что молитв не знают, но охотно послушают. Согласием их я
воспользовался и, стоя на пакете железобетонных блоков (как теперь
понимаю лицом к востоку) с естественным в этих обстоятельствах чувством,
стал читать вечерние молитвы, часть которых знаю наизусть. Внезапно,
слева от меня, над "Белым домом" я увидел огромный образ
Пресвятой Богородицы. Хотя детали лица были неразличимы, но в тот
момент у меня не было никаких сомнений, что это - Она. Размеры образа,
по крайней мере, в несколько раз превышали размере аэростата, который
был виден днем над нашим "Белым домом". На Ней было ярко-красное
платье с широй голубой полосой, идущей от правого плеча к нижнему
левому краю платья. Руки Ее были широко распростерты над "Белым
домом". Образ был четким в геометрическом и цветовом отношении.
"Ребята! Я, кажется, сдвигаюсь! Я вижу Богородицу", - сказал
я и снова взглянул на небо. Образ был на месте.
Утром, по возвращению домой, естественно, мне вспомнились события
прошедшей ночи. Образ Богородицы всплыл в моей памяти. Почему-то возник
внутренний вопрос, а что же было у нее на голове? Ночью, как сейчас
вспоминается, голова ее была покрыта чем-то вроде капюшона того же
цвета, что и платье. Но вопрос возник, и как бы в ответ на него перед
моим внутренним взглядом снова возник Ее образ с белым покрытием головы.
"Боже!" - воскликнул я про себя, - "белый, голубой
и красный - это ведь цвета флага России".
О своем видении я рассказал ряду людей, дежуривших на баррикаде в
эту и последующую ночи, а также утром 22 августа
3.
кинооператору, который записал рассказ и снял его на пленку. Никто
из моих собеседников не видел Ее образа, отсюда, естественно, возникает
необходимость сообщить некоторые сведения о себе, чтобы читатели могли
сами судить о достоверности виденного.
Мне 57 лет, православный, духовный сын О.Александра
Меня, еврей, беспартийный, женат, есть дети и внуки, кандидат технических
наук, ведущий инженер ЭХТНИЦ "Оранта". Физически и психически здоров,
не курю, вино потребляю в среднем не более 2-х рюмок на торжествах. Ни в митингах,
ни в демонстрациях последних лет ни разу не участвовал, хотя горячо сочувствую
демократическим преобразованиям, происходящим у нас в эти годы. Причина неучастия
- в глубокой убежденности, что судьба нашей страны определяется тем, повернется
ли народ к Богу и станет ли хотя бы стараться жить по его заповедям. Особый интерес
к явлениям Богородицы возник у меня в 1987 г. после ознакомления в сборнике с
грифом "Для служебного пользования" реферата о Ее явлениях в Междугорьи
(Югославия), которое продолжается с 1981 г. по настоящее время. Это чувство тем
более усилилось после событий конца 1987 г. События эти начались в последних числах
ноября во время вечерней службы в Троицком храме Свято-Данилова монастыря, когда
у меня совершенно неожиданно произошло сильное мистическое переживание у образа
Боголюбивой Богородицы. Естественно, что когда через два дня моей жене Майе
(в крещении Марии) Коляде сообщили, что Богородица является в храме деревни
Грушево под Дрогобычем, мы в тот же день взяли билеты и отправились туда. Здесь
в течение трех дней мы равно как и все подходившие туда люди наблюдали Ее движущийся
силуэт на балконе храма в дневное время. События
4.
эти, которые видели тысячи людей, были освещены в нашей прессе (газеты "Известия",
Литературная, Московские новости, журналы "Природа и человек","Наука
и религия"). С тех пор мы собираем всю возможную литературу, относящуюся
к Be явлениям. Особенно меня поразил материал о ее явлении в 1917 г. в Фатиме
(Португалия) после Февральских и перед Октябрьскими событиями. Там Она сказала,
что судьба мира зависит от России, что если Россия обратиться к вере, мир будет
всюду, если -нет, то Она высказала пророчество, которое полностью сбылось в нашей
истории. В заключении Она сказала, что пройдя все испытания, Россия будет посвящена
Ее Сердцу. Она просила также христиан Запада молиться за Россию, ибо с Запада
пришли в Россию пагубные теории. Нельзя также и упомянуть о явление примерно в
то же время в храме подмосковного села Коломенского (ньие район Москвы) ее чудотворной
Державной иконы,где она изображена со скипетром и державою в руках, короной на
голове и божественным Ребенком на коленях. Икона эта явилась символом принятия
Ею власти над попавшей после Октября в беду страной. (Сейчас этот прекрасный образ
широко тиражируется Русской православной церковью).
Теперь более подробно о событиях, которые привели меня к "Белому
дому". В Москву 18 августа я попал, можно сказать, случайно из
деревни, где отдыхает моя семья. Известие о перевороте навело меня
на мрачные мысли и чувства. К стыду своему мне думалось, что народ
не отреагирует должным образом на это событие, а некоторый опыт "общения"
с КГБ мы имели. Нет, мы не были диссидентами, хотя ими восхищались
и, как многие интеллигенты, как глоток свежего воздуха, читали их
работы и книги А.И.Солженицына. И тем не менее моя жена угодила в
тюрь-
5.
му на 2 года по знаменитой статье 190 п.1 "За распространение заведомо
ложных слухов, порочащих и т.п.". Забрали ее 22 декабря 1982 г. В то время
мы уже были внеконфессиональными верующими и напряженно искали свой путь через
разные мистические и религиозные направления. Один из наших друзей сообщил нам,
что "на слух из космоса" он принял сообщение о том,что Землю ждут губительные
катаклизмы за грехи людей. Часть и нашей страны погибнет за ... и тут шли страницы,
где открытым текстом говорилось о том, о чем только в последние годы заговорила
наша печать. В заключении сообщения говорилось о том, что спасти мир может только
распространение этого сообщения.
Моя супруга с решимостью, достойной ее отца, знаменитого партизанского
"Бати" Никифора Захаровича Коляды (отсидевшего, кстати 12
лет и умершего от инфаркта на улице после того, как освободившись,
узнал, как его предавали), кинулась "спасать мир" - собирать
аудитории и зачитывать сообщение. Чем это кончилось - я уже писал.
Замечу лишь, что прошла она этот тяжкий путь очень мужественно, за
что пользовалась уважением заключенных и персонала зоны под Уссурийском.
Мои испытания оказались гораздо более скромными и ограничились допросами
на Лубянке, шантажом и угрозами за отказ стать стукачом и т.п.
В силу сказанного, помятуя обыски и конфискации, я позвонил в редакцию
одного журнала и зашел в редакцию другого, где лежали экземпляры моей
неопубликованной статьи под названием "Экономика и религия".
В этой статье, в частности, говорилось о том, что коммунизм имеет
бесовское происхождение, поскольку прикрываясь экономическими теориями,
он всюду начинает с физического и идеологического уничтожения религии.
Темпераментная редактор журнала на мой вопрос, не боится ли она держать
у се-
б.
бя статью такого содержания с горячностью ответила: "Конечно,
коммунизм - бесовщина" и что она не боится. В этом я услышал
как бы глас Божий, ответивший на мои сомнения, оставил статьи в редакциях
и пошел наутро 20 августа на митинг. Остальное уже изложено.
В заключении, помимо изложения фактов, добавлю несколько слов
о личном. Став на религиозный путь, мы, будучи евреями (моя жена
по матери также еврейка) и никоим образом не отказываясь от своего
древнего народа, созданного верой в единого Бога, связали свою судьбу
с христианством и Россией. Некоторое сомнение у нас возникло, когда
русский муж нашей младшей дочери, которая также глубоко верующая
христианка, стал убеждать нас уехать, ибо он опасался за ее судьбу.
Мы, как это принято у христиан, пошли к моему духовному отцу Александру
Меню и поделились с ним своими сомнениями. Как только он понял,
о чем идет речь, он закричал (что с ним случалось чрезвычайно редко):
"Это не ваш путь! Вы там духовно погибнете!". Этот разговор
устранил наши последние сомнения.
И, наконец. Ничем, как покровительством Иисуса Христа и Божией Матери
я не могу объяснить того единодушия, с которым не только мирное население,
но и военные, не подчинились приказам заговорщиков. Ведь штурма только
одной дивизии с современной техникой, ракетно-бомбового удара одного
авиационного соединения было бы достаточно, чтобы уничтожить "Белый
дом" вместе со всеми его героическими обитателями и защитниками,
а сколько дивизий было у КГБ, армии и МВД и каждый офицер и каждый
солдат знал, что за невыполнение приказа, в случае успеха заговора
их ждет трибунал. Так возблагодарим Господа и деву Марию за великую
милость, оказанную нам и задумаемся еще
7.
раз о самых важных вопросах нашего бытия. Нам не нужен иллюзорный рай светлого
будущего, в ожидании которого в мучительной жизни и безисходной тоске атеистического
умирания ушли в мир иной несколько поколений наших граждан. Зачем, когда уже не
только древние и многие-многие тысячи современных свидетелей чудесных явлений
духовного мира, но и научные факты свидетельствуют о его реальности как и реальности
жизни вечной. И еще, разломав до последнего винтика бесовскую машину коммунизма
и приняв все меры против возможной ее реставрации, проявим христианскую милость
к людям ее образовывавшим. С точки зрения христианства, как впрочем и иудаизма,
мусульманства и буддизма, те, кто является "винтиком" для партократии
есть бессмертная душа, образ и подобие Божие для религиозного человека. Дадим
же возможность виновным искупить свои грехи, возможно тогда Господь простит нам
и наши.
Штеренберг Михаил Иосифович
|