Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Фатеев М. М.

Блаженная Болеслава Ламент

в Санкт-Петербурге


Cм. список святых.

Публикация существует только в электронном виде http://www.catholic.spb.ru http://fateyeff.narod.ru

© Фатеев М.М., 2000 г.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

 


Болеслава Ламент родилась в небольшом польском городке Лович, в семье ремесленника и была первым ребенком. Когда ей исполнился 21 год, она вместе со своей младшей сестрой вступила в монашескую общину францисканок Семьи Марии. Судя по воспоминаниям знавших ее тогда людей, она была многообещающей монахиней: отличалась даром горячей молитвы, точностью и пунктуальностью в исполнении обязанностей. Болеслава работала во многих городах, где трудились сестры из этой монашеской общины, в том числе в Одессе, Алуште, Симферополе и в Петербурге. Она исполняла всевозможные поручения: была воспитательницей в интернате, преподавательницей портновского дела, учительницей в начальной школе. Что послужило причиной последующих ее поступков для нас, вероятно, так и останется загадкой - после 9 лет монашеской жизни, перед вечными обетами сестра Болеслава покидает монастырь. Некоторое время она живет в созерцательном монастыре сестер визиток в Кракове, но и там не задерживается долго. Болеслава Ламент возвращается в мир. Она работает в ночлежке. Так проходит 8 лет. Казалось бы, все должно было встать на свои места и жизнь должна идти уже проторенной дорогой, но...

В 1900 году погибает младший брат Болеславы, который хотел стать священником. Она принимает решение полностью посвятить свою жизнь Богу, но на раздумья и подготовку уходит три года. В 1903 году по просьбе основательницы местного приюта она отправляется в Могилев. Именно здесь она решает основать монашескую общину, на основе Устава св. Игнатия Лойолы, члены которой посвятили бы свою работу делу сближения Восточной и Западной Церквей. И вот Болеслава Ламент, Леокадия Горчинская и Люция Чеховская совершают духовные упражнения под руководством приехавшего из Москвы о. Феликса Верчинского. Отец Феликс, бывший их духовником, одобрил идею и помог написать Устав общины. В 1905 году кандидатки начали период послушничества в основанной ими самими Конгрегации Святого Семейства. Настоятельницей этой, пока еще малочисленной общины была избрана Болеслава Ламент. Как можно догадаться, эта монашеская община была создана в полной конспирации, так как в пределах Российской Империи монашеская жизнь в рамках Католической Церкви была запрещена правительством. Свои первые обеты сестры принесли 22 января 1906 г. По причине тяжелой финансовой ситуации приют в Могилеве, где работали сестры, был закрыт.

Три сестры, а также три новые послушницы, осенью 1907 года отправились в столицу - Санкт-Петербург. По прибытии Болеслава Ламент встретилась с монсеньером Стефаном Денисевичем, руководившим тогда Могилевской архиепархией. Он призвал сестер хранить в тайне их принадлежность к монашеской организации и благословил их предстоящую деятельность в городе на Неве. Что бы зарабатывать на жизнь, сестры открыли в районе под названием Пески портновскую мастерскую. Вскоре к общине присоединились еще две послушницы, приехавшие из Могилева. Однако, мастерская не приносила дохода, и все более реальной становилась угроза голода.

Помощь пришла неожиданно. В ноябре 1907 года настоятель церкви св. Казимира, за Нарвской заставой на Ушаковской улице, попросил сестер заняться приютом, действующим при приходе. Детей в приюте было около сотни - мальчики и девочки. Приют был в ужасном состоянии: заброшенный, неухоженный, погрязщий в долгах. Сестры взялись за работу. Кроме того, они преподавали в воскресной школе. Две сестры, по инициативе настоятельницы, начали обучение в Петербургском Университете.

В 1908 году Болеслава Ламент основала женскую гимназию и интернат, а в 1910 году община приобрела дом на улице Левой Тентелевской, туда перебрались жить монахини, а также были перенесены гимназия и интернат. Обязанностей становилось все больше, и было решено отказаться от работы в приходском приюте. Однако, работа при церкви св. Казимира по-прежнему продолжалась. Вместе со священником этого прихода Антонием Около-Кулаком сестра Болеслава организовывала летние лагеря для больных детей в Терийоки и Парголове. Часто сестры ставили спектакли и показывали их в петербургских театрах, вырученные же средства шли на помощь детям из бедных семей. Матушка Болеслава проявила себя не только как неплохой сценарист и режиссер, но и как талантливый декоратор и оформитель. Сделанные ею рождественские ясли, Гроб Господень, алтари для процессии в день Пресвятой Евхаристии притягивали множество людей. Для многих людей, по свидетельству современника, эти спектакли и осмотр церковных декораций становились началом обращения к Богу.

В 1912 году, по просьбе настоятеля церкви Посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы на Выборгской стороне о. Петра Януковича, Болеслава Ламент основала новый дом для сестер в этом районе. Через некоторое время здесь также была основана женская гимназия. В том же 1912 году вместе с о. Густавом Карлингом матушка Болеслава основала женский интернат в Выборге. Во всех трех школах в это время обучалось около 1000 девушек.

Начавшаяся в 1914 году Мировая война многое изменила. Интернат в Выборге пришлось закрыть. Болеслава Ламент работала в приютах, изо всех сил помогая наполнившим их беженцам и привезенным с фронта раненым солдатам. Заметно увеличилось количество детей, учащихся в гимназиях. Но невзгоды принесенные войной, как оказалось, были незначительны по сравнению с предстоящими испытаниями.

Что принес России 1917 год, знают все, последствия октябрьских событий, отразившиеся в религиозной жизни, так же хорошо известны. В эти годы, подобно многим другим, Община Святого Семейства потеряла все! Все прежние усилия, казалось, пошли в пустую. К моменту начала революционных событий в Петербурге жило 15 сестер из общины Святого Семейства: 3 сестры с вечными обетами, 7 с временными и 5 послушниц. Вскоре десять сестер переехали из Петербурга в Житомир. В столице остались лишь матушка Болеслава, с. Люция Чеховская, с. Люция Великевич и три сестры из Петербурга - Текля Милевская, Адольфина Бибисувна и Петронела Матулянис.

В 1919 году власти приняли решение о том, что в целях спасения детей от голода будут выдаваться продукты, но получать их будут не родители, а те, кто организует столовую для детей. Болеслава Ламент решила этим воспользоваться. Родители бывших учеников воскресной школы с удовольствием приняли идею матушки. В классах бывшей приходской школы была организована "столовая". Между завтраком и обедом проходили занятия. С младшими детьми занимались по программе начальной школы, со старшими по программе гимназии. Организовывались различные театральные представления, на которые приходили многие священники Санкт-Петербурга, в том числе и епископ Иоанн Цепляк.

Положение общины значительно усложнилось в 1921году, когда было объявлено о закрытии подобных столовых, так как экономическая ситуация в России изменилась к лучшему и родители уже могли сами прокормить детей. Хотя риск был велик, ребята по-прежнему приходили в школу. В случае расспросов они должны были отвечать, что ходят на частные уроки к учительницам. Об оплате труда сестер не могло быть и речи, дети были из бедных семей. Материальные условия жизни сестер становились все хуже и хуже.

В это же время Болеслава Ламент намеревается преобразовать свою Конгрегацию, в этом ей помогает Экзарх русских католиков о. Леонид Федоров, собирающийся объединить небольшую женскую монашескую общину Святого Духа с Конгрегацией св. Семейства. Вот, что он писал митрополиту Андрею Шептицкому 1 августа 1921 года. "Как я не боюсь поляков и всего польского - однако, пани Лямент - то редкое исключение, которое подтверждает правило". Они вместе приступают к разработке Устава Конгрегации. Вот что, по словам о. Леонида, полагалось в ее основу: "Члены Ордена должны помогать восточному клиру в его миссии не только в России, но и на всем Востоке. В Орден могут поступать и монахини латинского обряда, если соглашаются работать в духе Ордена. Для тех из них, которым тяжело привыкнуть к восточному обряду, будет оставлен латинский. Таким образом, Орден устраивается по масштабу ассумпционистов, но в обратном порядке: там Орден западный с допущением иногда восточных членов, здесь же Орден восточный с допущением западных… Польза такого Ордена была бы громадна, потому что дух Ордена абсолютно чужд всякой польщины и латиномании. Орден должен быть подчинен непосредственно Папе, а не местному ординариату, как до сих пор". Однако планам, в силу различных причин, не суждено было сбыться.

Матушка Болеслава Ламент была вынуждена покинуть Петербург в сентябре 1921 года. В городе остались лишь четыре сестры для дальнейшей работы в тайной школе. Все же, несмотря на различные способы конспирации, через три года, школа была рассекречена властями и закрыта. В ночь с 18 на 19 ноября с. Люция Чеховская была арестована и доставлена в тюрьму на Шпалерной улице. Вскоре она была приговорена к 10 годам лишения свободы за организацию тайной школы и преподавание Закона Божия.

На этом заканчивается история общины сестер Святого Семейства и ее основательницы Болеславы Ламент в Санкт-Петербурге. Далее были годы подвижнического труда в Польше, развитие и расцвет монашеской общины, насчитывающей ныне сотни сестер, блаженная кончина ее основательницы 29 января 1946 года и беатификация матушки Болеславы Ламент в 1991 году.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова