ЯСПЕРС (Jaspers) Карл
О самоубийстве.
Введение в философию.
Философская вера.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969), нем. философ-экзистенциалист, психиатр,
историософ. С 1916 проф. психологии, а с 1921 проф. философии в Гейдельбергском
ун-те. При нацистах был уволен с кафедры. После войны преподавал в Базельском
ун-те. Я. принципиально отказывался от построения законченной рациональной системы
философии, называя свое учение «философствованием». Его теология является своего
рода агностицизмом, не теряющим, однако, веру в реальность Запредельного. С точки
зрения Я., внешний мир вещей и внутреннее духовное человеческое бытие (экзистенция)
требуют совершенно различного подхода. Экзистенция осознает, «высветляет» себя
в трагическом столкновении с внешним миром, к-рое открывает ей путь к вечной Запредельности
(всеобъемлющему Абсолюту, Трансцендентности), и в контакте с др. экзистенциями
(в «коммуникации»). Философ противопоставлял религ. вере с ее авторитетом «философскую
веру», к-рая мыслит Абсолют с помощью «шифров», не претендующих на адекватную
передачу запредельного опыта. В связи с этим Я. выступил против *демифологизации
Писания, предложенной *Бультманом, к-рый пытался перевести язык Библии на язык
рациональных понятий. Согласно Я., эти понятия не могут быть приложимы к Божественной
Тайне, к Запредельному. Когда речь идет об иррациональном измерении, нельзя отбрасывать
*миф. «В мифологических образах говорят символы, сущность к-рых непередаваема
ни на каком языке. Они доступны только в их мифологической форме, незаменимы,
непереносимы. Их рациональное объяснение не возможно, оно мыслимо только в новых
мифах, посредством их видоизменения». Я. утверждал, что Библия, наряду с античной
философией, является основой европ. культуры и веры. Однако в библ. *богословии
он делал ударение лишь на одной его стороне, на идее тайны. Вольно интерпретируя
диалог между прор. Иеремией и Варухом, (Иер 45:3-5), Я. утверждал, что на все
горестные вопрошания своего ученика пророк отвечал: Бог существует и в этом заключается
разрешение всех трагедий. Из библ. заповедей Я. выделял три главные: запрет изображений,
запрет поклоняться иным богам и повеление соблюдать этический закон. Эти заповеди
были наиболее близки Я., поскольку соответствовали его «богословскому агностицизму».
Бог сокровенен и непостижим; мысль о Нем должна находиться под контролем апофатического
принципа. Повиновение Ему выражается в нравственном императиве. Я. рассматривал
ВЗ в контексте эпохи, к-рую он назвал «осевым временем» и к-рая ознаменовалась
появлением мировых религ.-нравств. учений в Индии, Китае, Греции, Палестине и
Иране (1-е тыс. до н.э.). В «осевое время» произошел «самый резкий поворот в истории».
Он связан с «появлением человека такого типа, каковым он является сегодня». Справедливо
подчеркивая роль «осевого времени» для мирового сознания, Я. недооценивал другую
«ось истории» — христианство, к-рое представлялось ему явлением вторичным. Он
не увидел принципиальной новизны и уникальности Евангелия, они заслонялись для
него наследием дохрист. мировых учений. Тем не менее Я. признавал, что христианство
является «самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, к-рая
когда-либо существовала».
Cм. Ясперс о Библии в "Философской
вере" (которую о.А., видимо, не читал).
u J а s р е r s К., В u l t m a n n R., Die Frage der
Entmythologisierung, Munch., 1954 (англ. пер.: [Bultmann R., coauth.],
Myth and Christianity, N.Y., 1958); Einfuhrung in die Philosophie,
Z., 1958 (англ. пер.: Wау to Wisdom, New Haven, 1959 (там же приведена
осн. библиогр. трудов Я.); в рус. пер.: Истоки истории и ее цель,
М., 1978 (пер.ИНИОН).
l Г а й д е н к о П., Философия культуры Карла Я., «Вопросы
лит-ры», 1972, № 9; ФЭ, т.5 (с библиогр.); М е н ь А.В., К
проблематике «Осевого времени», «Народы Азии и Африки», 1990, №
1; Р а ш к о в с к и й Е.Б., Древневост. проблематика в истории
зап. филос. мысли ХХ века: Карл Я., «Народы Азии и Африки», 1985,
№ 1; Совр. бурж. философия и религия, М., 1977; Т и п с и н а
А.Н., Философия религии Я., Л., 1982; ФЭС, с.818; W a l l r a f
f Ch., Karl Jaspers, Princeton, 1970; проч. иностр. библиогр.
см. в ОDСС, р.728.
|