НАФАНАИЛ ЛЬВОВ
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
От Китая до Вены
Судьба архиепископа Нафанаила
Оп.: Сегодня. 10.1.2000.
СРЕДИ иерархов Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) были
люди разных судеб. Бывший генерал, а затем Ричмондский архиепископ
Никодим. Владыка Леонтий - бывший священник катакомбной церкви,
ставший в эмиграции Чилийским архиепископом. Епископ Эдмонтонский
Савва - в миру сербский адвокат и судья. Своеобразен и жизненный
путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова),
объездившего полмира за годы своего служения - от Китая и Индии
до Северной Африки, Германии и Австрии.
Фамилия Львов в истории Русской церкви в первую очередь связана
с обер-прокурором Святейшего Синода при Временном правительстве
Владимиром Львовым. Человек не вполне уравновешенный, он за несколько
месяцев своего руководства православным ведомством переругался практически
со всеми архиереями. После недолгой эмиграции Львов вернулся в СССР,
где присоединился к пробольшевистскому церковному движению - обновленчеству.
Владыка Нафанаил был сыном Владимира Львова. Об отце он в своих
воспоминаниях писал весьма сдержанно, но не осуждал этого увлекавшегося
человека, который бросил свою семью за границей. Уже в детстве будущему
архиерею пришлось пережить немало приключений. 13-летним мальчиком
он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавших красных
войск из Томска в Маньчжурию. Там он окончил школу, изучал богословие
в Свято-Владимирском институте и из мирянина Василия стал монахом
Нафанаилом. Но его не удовлетворяла тихая монастырская жизнь - еще
в Маньчжурии он участвовал в нескольких археологических экспедициях,
в том числе во главе со знаменитым французским ученым (и, между
прочим, католическим монахом) Тейяром де Шарденом. Около года иеромонах
Нафанаил проповедовал среди христиан Южной Индии. Страсть к миссионерству
ему передал учитель, епископ Нестор (Анисимов), которого называли
апостолом Камчатки. Впоследствии дороги учителя и ученика разошлись.
Владыка Нестор в 1948 году был арестован в Китае советскими спецслужбами,
8 лет провел в сибирских лагерях и вскоре после освобождения умер
в сане митрополита РПЦ. Нафанаил (Львов) перед началом второй мировой
войны уехал в Европу, где в 1946 году стал епископом РПЦЗ.
Но еще до этого будущий владыка Нафанаил принял участие в спасении
так называемых перемещенных лиц - советских граждан, оказавшихся
в конце войны в Германии. Среди них были и власовцы, и люди, добровольно
ушедшие с немцами (в том числе священники и бывшие раскулаченные),
и угнанные силой в неволю. Все они должны были вернуться на Родину,
где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем - каторга
или смерть. Для Сталина они, как и военнопленные, были изменниками.
Многие из этих людей догадывались о том, что им грозит, и не хотели
ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала - ведь он
никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику,
ведавшему выдачей, и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся
в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была
ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил (или очень захотел
поверить) и отказался выдавать этих людей, которые затем влились
в общий поток "второй эмиграции".
После посвящения в епископский сан владыка Нафанаил управлял Брюссельской
и Венской епархиями и приходами в Северной Африке. В его жизни иерарха,
проповедника и церковного писателя было немало проблем и горестей,
но не будем вспоминать о них в канун светлого праздника Рождества.
Вспомним о другом - об отношении владыки к западной культуре. Будучи
истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому,
что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную
христианскую культуру. Он вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем)
был одним из инициаторов включения в святцы Русской церкви имен
мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года -
даты разделения Восточной и Западной церквей. Он справедливо считал,
что в неразделенной церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник,
и основатель монастыря в стране франков были столь же православны,
как и их восточные братья и сестры. Казалось бы, это очевидно, но
далеко не все "зарубежники" это понимали и принимали.
Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины) владыка Нафанаил
получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм святой
Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения
вновь освятить храм в честь этой же святой - ирландской подвижницы
V века, имени которой не было в "зарубежных" святцах. Пока в Синоде
думали, как поступить, австрийские власти заволновались - этим странным
русским, может быть, вообще храм не нужен - и архиепископ Нафанаил
принял решение освятить храм. Разумеется, в честь почитаемой им
ирландской святой.
|