Moзес Финли
Империя в греко-римском мире. 1978.
Ancient History: Evidence and Models. New York: Elisabeth Sifton books, 1985. 143 pp.
Politics in the Ancient World. Cambridge University Press, 1983. 164 pp.
Финли Мозес, сэр (Мозес Израиль Финкельштейн; Finley, Sir Moses; 20.5.1912, Нью-Йорк, – 1986, Кембридж, Великобритания), английский историк античности. В начале 1930-х гг. Финли окончил Колумбийский университет (Нью-Йорк). В 1952 г., во время идеологической кампании, направленной против коммунистов и левых в американском обществе, воспользовался 5 поправкой, отказавшись отвечать на вопросу в суде об убеждениях, был уволен из Ратгерского университета, не смог найти работу.
В 1955 г. переехал в Англию, преподавал в Кембридже. В 1955–70 гг. был лектором в Jesus колледже, в 1970–79 гг. — профессором, в 1976–82 гг. — руководителем Дарвин-колледжа в Кембриджском университете.
В 1962 г. получил английское гражданство, в 1979 г. был возведен в рыцарское звание. Финли — автор многих трудов, посвященных экономической и социальной истории Древней Греции, в том числе: «Исследование о земле и кредите в древних Афинах. 500–200 гг. до н. э.» (Нью-Брансуик, 1952), «Мир Одиссея» (Н.-Й., 1954), «Древние греки» (Н.-Й., 1963), «Античная экономика» (1973), «Конституция предков» (1973). Исследуя характер античной экономики, Финли подчеркивал, что рабство было одним из главнейших элементов древнегреческой цивилизации. Он рассматривал состояние занятости рабов и отмечал, что в одних отраслях хозяйства их использовали больше, чем в других, например, в рудниках и каменоломнях их труд преобладал и использовался шире, чем в сельском хозяйстве. В торговле и в ростовщичестве рабы могли занимать даже должности управляющих.
Несмотря на то, что на историческую концепцию Финли определенное влияние оказали воззрения К. Маркса, он выступал против ряда тезисов марксистской историографии. Так, Финли считал, что марксистское понятие класса не может быть применено к древнему миру и утверждал в работе «Античная экономика», что для той эпохи правомерно использовать понятия «сословие», «статус». Финли подчеркивал, что основными отличительными чертами древнегреческого общества были преобладание земельных собственников, среди которых большую часть составляли владельцы мелких хозяйств, а также развитие торговли и производства преимущественно на семейной основе, с минимальным доходом. Поэтому Финли считал, что в применении к такому обществу следует говорить не о классах, а лишь о богатых и бедных. При этом он обращал внимание на тесную связь античной экономики с господствующей тогда идеологией. В государственной жизни греческих полисов Финли отводил первенствующую роль политическим факторам. Так, он считал богатство Афин результатом не экономического развития, а политической власти над Грецией.
Финли резко возражал против модернизированного подхода к изучению исторических процессов, против стремления использовать историю античного мира в качестве предмета полемики между западной и советской историографией, хотя признавал, что «изучение и написание истории... является формой идеологии».
Библиография
Studies in Land and Credit in Ancient Athens, 500–200 B.C.: The Horos Inscriptions (1951).
Economy and Society in Ancient Greece (1953).
The World of Odysseus (1954).
The Ancient Greeks: An Introduction to Their Life and Thought (1963).
A History of Sicily: Ancient Sicily To The Arab Conquest (1968).
Aspects of Antiquity: Discoveries and Controversies (1968).
Early Greece: The Bronze and Archaic Ages (1970).
The Ancient Economy (1973).
Democracy Ancient and Modern (1973).
Studies in Ancient Society, editor (1974).
The Use and Abuse of History (1975).
Schliemann's Troy: One Hundred Years After (1975).
Studies in Roman property, editor (1976).
The Olympic Games: The First Thousand Years, with H.W. Pleket (1976).
Ancient Slavery and Modern Ideology (1980).
The Legacy of Greece: A New Appraisal (1981).
Authority and Legitimacy in The Classical City-State (1982).
Politics in the Ancient World (1983).
Ancient History: Evidence and Models (1985).
|