Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
Вадим Абрамович Сидур
(1924–1986), русский художник; наряду с Э.И.Неизвестным – крупнейший представитель авангарда в русской скульптуре второй половины 20 в. Родился в Днепропетровске 28 июня 1924 в семье служащих. Призванный в армию в 1942, в 1944 был тяжело ранен вблизи родного города. Демобилизованный как инвалид, приехал в Москву и поступил в Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), окончил его в 1953. С тех пор жил в Москве.
Ранние работы художника не выходят за рамки академического традиционализма. Со временем Сидур выработал самобытный авангардный стиль – в полном смысле «самобытный», ибо о параллелях в западном искусстве (к примеру, о скульптурах О.Цадкина) ему почти ничего не было известно. Лейтмотивом его композиций – с «инвалидными» пустотами и «обрубками» форм либо, напротив, монументальными и цельными фигурами-символами – стала война как олицетворение вселенского Зла, которому противостоят Любовь, Материнство, Семья (Раненый, 1963; Бабий Яр, 1966; цикл фигур Женское начало, 1977). Скульптор работал в разных материалах, в металле и дереве, в целом предпочитая в качестве итога бронзовую отливку.
И «формализм», и «пацифистская» тематика этих работ были в равной мере официально-неприемлемыми. Выходом из творческого «подполья» служили мастеру отдельные заказы на городскую декоративную скульптуру (бетонные Структура № 1 и Структура № 2 перед московскими институтами морфологии человека и геохимии имени В.И.Вернадского, 1976 и 1980), но в первую очередь надгробия (Е.С.Варги, 1968; И.Е.Тамма, 1973; А.Н.Фрумкина, 1978; все – на Новодевичьем кладбище в Москве; надгробие родителей мастера и, как оказалось, и его собственное в Переделкино под Москвой, 1980), которые принадлежат к лучшим образцам мемориального жанра в современной русской пластике.
При содействии немецкого искусствоведа К.Аймермахера ряд памятников по эскизам Сидура был установлен на Западе (монумент погибшим в концлагере Треблинка, 1966; открыт в Западном Берлине в 1979; и др.). Графика, живопись, а также стихи нередко служили для мастера авторским комментарием к скульптурам и образным развитием заложенных в них тем.
В начале 1980-х годов, саркастически выражая спертую духовную атмосферу «застоя» (а в бытовом плане – реагируя на постоянную возню с протекающей сантехникой в своем подвале-студии), Сидур разработал оригинальный вариант поп-арта, т.н. гроб-арт (композиции из старых канализационных труб и прочего техногенного хлама, составляющие гротескные головы и фигуры, порой уложенные в некие колоды наподобие гробов – отсюда название).
Умер Сидур в Москве 26 июня 1986.