ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ
Его
о Вл.Соловьеве, 1911.
о нем Бердяев, 1916; о его "средах" Бердяев;
"Из двух углов"
- переписка с Гершензоном.
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ:
"НЕВОЗМОЖНО ХРИСТИАНИНУ ДЫШАТЬ ОДНИМ ЛЕГКИМ"
Сергей Аверинцев опубликовал статью "Христианские темы у Вячеслава
Иванова" ("Христианос", вып. 5, Рига, 1996, с. 161-165). Выдающийся
русский поэт Вячеслав Иванов (1866-1949) до революции жил в Петрограде;
в его доме ("башне") собирался кружок литера-торов и художников.
17 марта 1926 года Вячеслав Иванов в Риме попросил принять его
в евхаристическое общение с Римско-Католической Церковью. С точки
зрения самого Иванова это не было "переходом" из одной конфессии
в другую, он не совершал выхода из Православной Церкви. Поэтому
он отказался от традиционной процедуры, символизировавшей перемену
конфессии, и предложил просто прочесть отрывок из книги Владимира
Соловьева "Россия и Вселенская Церковь". Такая просьба показалась
странной. Однако, Папа Пий XI решил пойти навстречу Вяч. Иванову
и согласился с его условиями.
В частном письме Иванов писал, что с момента воссоединения, совершившегося
в соборе св. Петра в Риме, он впервые почувствовал себя "православным
в полном смысле этого слова, обладателем священного клада, который
был моим со дня моего крещения, но обладание которым до тех пор,
в течение уже многих лет, омрачалось наличием чувства какой-то неудовлетворенности,
становящейся все мучительней и мучительней от сознания, что я лишен
другой половины живого того клада святости и благодати, что я дышу
наподобие чахоточных одним только легким".
В 1983 году папа Иоанн-Павел II обратился с речью к участником римского симпозиума,
посвященного Вячеславу Иванову, и, процитировав эти слова поэта, сказал: "Это
те же слова, которые я сказал представителям христианских некатолических общин
в Париже 31 мая 1980 г., вспоминая мой братский визит во Вселенскую Константинопольскую
патриархию:
"Невозможно христианину, более того, католику дышать одним легким:
нужно иметь два легких — Восточное и Западное".
И после воссоединения с Вселенской Церковью, Иванов никогда не
отзывался дурно о Православии. Наоборот, в стихотворении от 2 февраля
1944 года он писал о Западе:
... Здесь креста поднять на плечи
Так покорно не умеют,
Как пред Богом наши свечи
На Востоке пламенеют.
Однако, он трезво сознавал, что его поступок остался непонятым:
То не гул волны хвалынской, —
Слышу гам: "Попал ты в лапы
Лестной ереси латинской,
В невода святого папы.
Аверинцев дополняет свой рассказ об Иванова собственным
воспоминанием:
"Помню, однажды пришел я в давнее время к старой русской поэтессе Надежде Александровне Павлович,
имя которой было прославлено стихами Блока и которая сохраняла похвальную верность
вере и Церкви. Зашел разговор о Вячеславе Иванове, и она энергично засвидетельствовала,
что не встречала в отношении Иванова к ней, молодой ученице, ни эротизма, ни демонизма,
а только серьезную и ответственную взыскательность учителя. Потом темы менялись;
в какой-то момент она стала рассказывать, что молится о душе одного лично ей не
знакомого и заведомо не веровавшего в Бога советского героя, любезного официальной
пропаганде, ввиду того, что он, по не подлежащей проверкам ее догадке, проявил
в смертный свой час заботу о чужих жизнях. Ее фантазия рисовала ей сцену, как
этот атеист удивится, встретив за гробом милость Божию. Я отнюдь не протестовал
против всего этого, однако же спросил: "А за Вячеслава Иванова Вы молитесь?" -
"Как возможно? - вскричала она. - Он же отрекся от Православия!" На мое возражение,
что он, точно, вошел в общение с католиками, однако от Православия, собственно,
не отрекался и даже не согласился читать положенной у католиков формулы, она ответила:
"Я в такие тонкости не вхожу".
Выписку сделал Яков Кротов
|