Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Энтони Лавей

(ум. 29.10.1997, Сан-Франциско)

 Статья о нем:
 

Дмитрий Волчек

Ад раскрылся.

Оп.: "ОМ", ж-л, апрель 1998.

ДЬЯВОЛ БЕЗ ХВОСТА

В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ О СМЕРТИ ЛАВЕЯ СТОИТ ИНАЯ ДАТА – 31-е октября – праздник чертовщины Хэллоуин, а публике о его кончине было объявлено лишь неделю спустя – 7-го ноября. Эта чехарда с датами смерти стала финальным аккордом продолжающейся уже тридцать с лишним лет изощренной игры. которую одни считают жульничеством и мистификацией, другие – прообразом массовой религии будущего тысячелетия. Сатанизм, на взгляд большинства, это темный кровавый культ, сопровождающийся человеческими жертвоприношениями, растлением детей и разнузданными оргиями. Церковь Антона ЛаВея использует (известные, в основном, по фильмам ужасов) ритуальные элементы поклонения Князю Тьмы, но при этом утверждает, что никакого дьявола с рогами и хвостом не существует, и единственным божеством для человека должен быть он сам. Фактически, это философия абсолютного эгоизма. Один из современных иерархов Сатанинской церкви определяет сатанизм так: атеизм, самоуглубленность и интерес к магии. ЛаВей формулировал короче: "Сатанизм - это свободомыслие".

Антон ЛаВей создал уникальную организацию, подпольную и вместе с тем открытую, устрашающую и забавную, привлекательную для простолюдинов и сильных мира сего. Его Церковь, как ни одна другая. оказала серьезное воздействие на массовую культуру и шоу-бизнес.

САТАНИНСКАЯ МАДОННА

В 48-м ГОДУ ЛАВЕЙ ВСТРЕЧАЕТ ДЕВУШКУ СВОЕЙ МЕЧТЫ – в ту пору безвестную танцовщицу. Через несколько лет ее имя – Мерилин Монро – узнает весь мир.

В ту пору ЛаВей работал тапером (он сменил множество профессий – от укротителя львов до полицейского фотографа): Монро, мечтавшая о голливудской карьере и уже снявшаяся в нескольких эпизодах, зарабатывала на жизнь в стриптиз-клубах.

Судьба свела их в одном из злачных "театров для мужчин" в Лос-Анджелесе. Антон аккомпанировал стриптиз-шоу Монро. На профессиональном жаргоне этот номер назывался "вытягивание цепи" – Монро раздевалась очень медленно (одних посетителей это раздражало, других – возбуждало). "Сначала возникает похоть, и лишь потом любовь, – признавался ЛаВей, – я почувствовал, что влюблен, когда увидел ее белоснежные бедра".

В первый же вечер знакомства Монро и ЛаВей становятся любовниками. Мерилин всегда хотела, чтобы в сексе был элемент риска, она предпочитала заниматься любовью в неожиданных местах: в вагоне поезда, заброшенном доме, на кладбище. Она разделяла увлечение Антона черной магией и оккультизмом. Ей часто снился дьявол. Однажды Монро, скверно водившая машину, сбила на дороге священника; Антон был склонен считать это происшествие исполненным скрытого смысла. ЛаВей обладал удивительной способностью "ненамеренного мщения", хорошо послужившей ему в первые годы существования сатанинской церкви. Люди, причинившие ему зло, страдали. словно за них и вправду брался дьявол. Но в случае с Монро мстить было некому, роман угас сам собой.

В статье, написанной через несколько лет после смерти актрисы, ЛаВей провозгласил свою бывшую любовницу "сатанинской мадонной 21 века".

Биограф ЛаВея, Бланш Бертон, пишет: "Превращение Монро в богиню уже произошло. Дитя сумасшедшей матери и неизвестного отца, она появилась перед нами, лишенная прошлого, и мгновенно скрылась в породившей ее тьме. Сатанинская богиня – страстная, порочная, соблазнительная, красивая".

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

О РОЖДЕНИИ ЦЕРКВИ САТАНЫ АНТОН ЛАВЕЙ объявляет в ночь с 31-го апреля на 1-е мая 1966-го года (Вальпургиева ночь). С 66-го года сатанисты ведут новое летоисчисление. 1998 – это 32-й год по сатанинскому календарю (32 Anno Satani). Главный труд ЛаВея, объясняющий основы новой религии. "Сатанинская библия", выходит лишь в 1969-м году; в первые годы своего существования Церковь Сатаны существовала без сколь-нибудь определенной теоретической базы. Это. впрочем, не мешало ей пользоваться колоссальным успехом. Заявления о пожизненном членстве подали более десяти тысяч человек. На первую сатанинскую свадьбу, 1 февраля 1967-го года, собралось больше журналистов со всего мира, чем на одно из самых масштабных событий в истории Сан-Франциско – открытие моста Голден Гейт. Аттракционов, привлекающих репортеров, множество – сатанинское крещение, сатанинские похороны, публичные молитвы (алтарь изображает обнаженная длинноволосая красавица), ревю "Ведьмы без лифчика". В качестве одной из "сатанинских ведьм" выступала Сюзанн Эткинс. Через несколько лет ее имя станет известным всей Америке: вместе с маньяком Чарльзом Мэнсоном она убьет жену Романа Поланского актрису Шерон Тэйт.

Собрания и семинары в доме ЛаВея отличались экстравагантностью. После одной из лекций о каннибализме собравшихся угощали запеченным женским бедром (подарок хирурга-сатаниста) с гарниром из гусениц. Блюдо было признано весьма вкусным.

В необычном доме (главным храмом Церкви стал бывший бордель) поселились и необычные животные. Еще до провозглашения Церкви ЛаВей держал у себя черного бирманского леопарда, затем его сменил нубийский лев Тогар. Когда дом ЛаВея стал одной из главных достопримечательностей Сан-Франциско, недовольные соседи решили отомстить, подав жалобу на то, что лев грызет огромные кости и "издает странные звуки". Официальная биография ЛаВея утверждает, что после этого многие из подписавших письмо соседей скоропостижно умерли, а некоторые даже пропали без вести. Льва все же пришлось отдать в городской зоопарк. Директор зоопарка невзлюбил Тогара и отправил его в заповедник для престарелых львов в Южной Калифорнии. Там Тогар и умер в Вальпургиеву ночь 1981 года. Стоит ли говорить, что злобный директор зоопарка не остался безнаказанным – его искалечила взбесившаяся обезьяна.

ОТРЕЗАННАЯ ГОЛОВА

ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПРИЛЕЖНЫХ УЧЕНИЦ ЛАВЕЯ СТАНОВИТСЯ голливудская звезда Джейн Менсфилд. После смерти Монро именно Менсфилд заняла вакантное место сексуального символа Америки. Пышногрудую искусственную блондинку сегодня, наверное, сочли бы вульгарной. Но в 60-х ее образ полностью отвечал представлениям об идеале сексапильности.

В ту пору Джейн, сменившая уже трех мужей, жила со своим адвокатом Сэмом Броди. Новость о том, что Джейн увлеклась сатанизмом, шокировала ее любовника. Броди всячески препятствовал встречам Джейн с Антоном, запрещал ей носить подаренный ЛаВеем медальон с головой Бафомета. Репортеры запечатлели момент на кинофестивале в Сан-Франциско, когда Броди набросился на актрису и пытался сорвать медальон. Не обращая вниманияна выходки Броди, ЛаВей посвящает Менсфилд в сан Верховной жрицы. Она исполняет специально для нее изобретенные ритуалы сострадания и похоти. Ревность Броди не была беспочвенной: Джейн становится любовницей Антона.

Свидетели этого романа рассказывают, что Менсфилд была буквально одержима ЛаВеем. Она утверждала, что сатанист посылает инкубов, которые овладевают ею. Десятки раз в день она звонит ЛаВею, а если номер занят, требует, чтобы телефонист прервал разговор. Уверенность Джейн в магических способностях ЛаВея укрепляется после того, как он обращается к Сатане с просьбой спасти ее сына, пострадавшего от нападения льва в зоопарке, и мальчик, состояние которого считалось безнадежным, выздоравливает.

Обезумевший от ревности Броди решается на отчаянный шаг: он врывается в дом ЛаВея в отсутствие хозяина и устраивает дебош в ритуальной комнате. ЛаВей обнаруживает, что Броди зажег свечу проклятий в виде черепа, и умоляет Джейн бросить Броди, убеждая ее, что теперь ее любовник проклят и находиться рядом с ним опасно. Однако Джейн не решается на окончательный разрыв, хотя слова Антона подтверждаются: Броди два раза подряд попадает в автокатастрофы.

29 июня 67-го года машина, в которой едут Менсфилд и Броди, попадает в туман и сталкивается с грузовиком. Любовники и шофер погибают на месте. Бланш Бертон пишет, что в момент автокатастрофы основатель Церкви Сатаны вырезал из газеты фотографию, на которой он возлагает цветы на могилу Мерилин Монро. На обратной стороне газетной страницы был портрет Менсфилд. Ножницы ЛаВея прошлись по шее актрисы. На следующий день газеты вышли с заголовками: "Джейн Менсфилд погибла. Найден ее труп с отрезанной головой".

ДЬЯВОЛ В ГОЛЛИВУДЕ

ЕЩЕ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ В ГОЛЛИВУДЕ СУЩЕСТВОВАЛА ГРУППА актеров и режиссеров, поклонявшихся дьяволу и устраивавших сатанинские оргии. В особняках на Беверли-Хиллз "Церковь Сатаны" мгновенно вошла в моду. В начале 70-х ЛаВей на некоторое время перебирается в Лос-Анджелес; наследник Джейн Менсфилд, тоже сатанист, предоставляет в его распоряжение принадлежавший актрисе так называемый "Розовый дом"

Членом Церкви стал автор скандальной книги "Голливудский Вавилон" и peжиссер--авангардист Кеннет Энгер; мир обошла фотография, где он в костюме мага присутствует на церемонии сатанинских похорон. В числе ближайших друзей ЛаВея – звезда 40-х годов Салли Форрест и ее муж режиссер Майкл Франк, сценарист Уилл Фолер. Тайным сатанистом был и знаменитый чернокожий певец и актер Сэмми Дэвис.

Имя Антона ЛааВея можно отыскать и в американских актерских справочниках. В 1968-м году он снялся в роли дьявола] в фильме Романа Поланского "Ребенок Розмари". Перед появлением картины на экранах рекламные агенты раздавали публике черные облатки с надписью "Молитесь за Антона ЛаВея". Зрители негодовали, когда в конце фильма выяснялось, что сатанисты не собирались убивать ребенка, а всего лишь хотели воздать ему почести, как сыну Сатаны. "Многих возмущал этот финал, – вспоминал ЛаВей, – в зале начинали топать ногами и громко выражать недовольство. Иногда реальность сатанизма куда больше бесит людей, чем их представления о ней. Это был первый случай, когда Дьявол нанес им ответный удар. "Ребенок Розмари" сделал для сатанинской церкви то же, что "Рождение нации" для Ку-Клукс-Клана".

"Ребенок Розмари" – не единственная кинороль ЛаВея. В образе Дьявола он появляется в фильме Кеннета Энгера "Пробуждение моего демонического брата", в 75-м году он сыграл роль главаря сатанистов в фильме ужасов "Дождь дьявола", одним из самых страшных фильмов в истории американского кино называют критики посвященную ЛаВею документальную ленту "Сатанис". "Ни один человек не оказал на изображение темных сил в кинематографе такого влияния, как Антон ЛаВей". -утверждает американский социолог К.Сандерс.

Основатель Церкви Сатаны был отъявленным киноманом. Он собрал колоссальную коллекцию редких фильмов, отдавая предпочтение детективам 40-х годов. Он обожал film noir. считал сатанинскими героями Бэтмена и Человека-Тень, а сатанинскими фильмами "Уродов" Тодда Браунинга и "Мудрую кровь" Джона Хьюстона.

Идеи ЛаВея стали неотъемлемой частью масс-культуры. Сатанинская символика и персонажи завоевали не только кинематограф. но и компьютерные игры. Создателям одной из самых совершенных на сегодняшний день "стрелялок", Quake, даже пришлось пояснять в инструкции, что дьяволопоклонниками они не являются.

В сатанизме можно заподозрить едва ли не все группы, играющие black metal. Помимо тех, кто использует сатанинскую символику ради прикола, есть музыканты, объявляющие себя последователями ЛаВея – группы Deicide, Napalm Death, Cannibal Corpse и. конечно же, действительно занимающий высокое положение в иерархии Церкви Сатаны Marilyn Manson. Сатанисты с более изощренным вкусом считают музыку Marilyn Manson плебейской и предпочитают ходить на концерты Диаманды Галас. Впрочем, у Церкви есть и своя "домашняя" группа – Acheron.

ЛаВей, полагавший, что к его учению все это никакого отношения не имеет, терпеть не мог металлистов. Сатанинской музыкой он считал сентиментальные песни 30-40-х годов. Он был убежден, что демоническая энергия скрывается в хитах прежних лет, некогда сверхпопулярных, а ныне всеми забытых. Основатель Церкви Сатаны наставлял паству: "Если вы хотите найти оккультную музыку, идите в отдел музыкального магазина, где меньше всего покупателей".

ИСКУССТВЕННЫЕ КОМПАНЬОНЫ

С середины 70-х годов облик Церкви Сатаны начинает резко меняться. ЛаВей прекращает проводить семинары, послушать которые мог любой желающий, его дом в Сан-Франциско перестает быть открытым для публики храмом. Многочисленные ходоки, безумцы всех мастей, назойливые репортеры вызывают у основателя Церкви Сатаны все большее раздражение.

Создатели одного из самых кассовых фильмов ужасов "Омен" умоляли ЛаВея разрешить им проводить съемки в его доме, предлагали крупные суммы, однако получили отказ. "Существует множество книг, которые я хочу прочесть, музыкальных композиций. которые хочу сыграть, картин, которые я хочу создать. Нежеланные люди лишают меня такой возможности", - гневался ЛаВей в эссе "Мизантропия".

В Церкви начинается раскол. Многочисленные сатанинские секты (обычно утверждавшие совсем не то, что проповедовал ЛаВей – поклонение Гитлеру, например) стали возникать по всему миру. Все больше людей, недовольных тем, что период перманентных развлечений закончился, покидало Церковь Сатаны. ЛаВей объявил, что заканчивается фаза "игры в сатанизм" и начинается этап практических действий. "Наша Церковь, - утверждал он. – это каббалистическое подполье, а не клуб друзей Сатаны по переписке". В 1979-м году в печатном органе Церкви, журнале Cloven Hoof ("Раздвоенное копыто") появилась окончательно смутившая паству статья ЛаВея, в которой он объявил важной задачей сатанистов – создание "искусственных компаньонов человека". Эти компаньоны должны были представлять собой нечто среднее между манекеном, роботом и куклой (наподобие тех, что продаются в секс-шопах). ЛаВей сам сконструировал несколько таких человекоподобных кукол, которые, по его мнению, должны заменять сексуальных партнеров. Он утверждал, что если люди будут заказывать себе идеальных секс-роботов, похожих на кинозвезд, можно будет забыть о демографическом кризисе.

Увлечения ЛаВея становились все более странными. Он вычисляет здания с неправильной ориентацией стен, приносящие, по его мнению, несчастья их обитателям, разрабатывает методику превращения людей в вампиров, сочиняет пособия для женщин по улучшению сексуального имиджа. Поползли слухи, что он сошел с ума. В 1984-м году ЛаВея покинула жена, затеяв шумный бракоразводный процесс. Его сын, обратившийся в христианство, бежал из дома.

В последние годы ЛаВей практически не появлялся на публике и категорически отказывался встречаться с журналистами. Он часами бродил в одиночестве по улицам Сан-Франциско, а по вечерам соседи слышали звуки органа, доносившиеся из его дома. По настоянию друзей он записал два компакт-диска "Черная месса" и "Каникулы Сатаны". Делами Церкви в последние годы занимались его дочери – Карла и Зина. Редкие посетители, которых ЛаВей допускал к себе. отзывались о нем, как о весьма респектабельном пожилом господине, крайне консервативных взглядов, оторванном от мира и легко впадающем в раздражение. Времена обнаженных красавиц, демонических оргий и каннибализма навсегда канули в прошлое.

И сегодня в Церковь Сатаны, точное число членов которой не разглашается, может вступить любой желающий. Пожизненную членскую карточку розового цвета можно получить всего за сто долларов. Продавать душу и подписывать контракт кровью не требуется. ЛаВей, впрочем, не призывал своих единомышленников непременно становиться действительным членом Церкви. "Каждый школьник, купивший "Сатанинскую Библию" за 3 доллара 95 центов – уже потенциальный сатанист".

Незадолго до смерти ЛаВей позаботился о собственной эпитафии: "Я сожалею только о тех временах, когда был слишком добрым".

_______________________________

1 Дмитрий Волчек живет в Праге, издает "Митин журнал" (вышло 54 номера).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова