Жорж Нива
Georges Nivat
Тексты
р. 1935.
Сын латиниста, р. Клермон-Ферран, слушал в Эколь Нормаль Паскаля об Аввакуме,
осенью 1956 в МГУ у Гудзия - изучает Белого - жених дочери Ольги Ивинской Ир.
Емельяновой, дружен с Пастернаком. 6.8.1960 выслан из страны, Емельянова посажена.
Служил в армии, ранен в Алжире, читал лекции сперва в Нантере, с нач. 70- в Женевском
ун-те, с 1971 вновь приезжает в Россию, вывозил диссидентские рукописи. Монография
"Солженицын" пер. С.Маркишем М.: Худлит, 1992. Интервью с ним: Новое время,
№47, (20.9.1998), Натали Доре: в 1992 первое путешествие в росс. провинцию,
увлекся. Из семьи католиков, перешел в протестантизм ("для меня христианство --
это одна вера, и она исповедуется в разных стилях".
В поддержку войны в Чечне и Солженицына в этой связи 17.12.1999;
nivat.free.fr
Написанное на русском эссе "Модели будущего в русской культуре" - Звезда.
1995 г. - №11. С. 208-213.
208 "Культура - не только память о педках, она и ощущение будущего,
прогноз о будущем". - Федоров, регуляция будущего. - Конспектирует "многотомный
труд Жоржа Пулэ "Этюды о человеческом времени". В Средние века "будущее не пользуется
никакой привилегией". Споры о благодати, поддерживающей бытие во времен
непонятны сегодня, т.к. время воспринимается иначе - не по Аристотелю, от потенции
к реальности, от реальности к потенции - после переворота 18 в. "Реальность
уже не законченная вещь, а сам генетический процесс возникновения. Человек живет
в полном смысле слова лишь тогда, когда он вливается в этот процесс. Будущее становится
высшей мерой реальности" (Бальзак с Комедией - мечты о будущем - прогрессизм).
- с.209 - и в то же время есть ближний, в пределах своей жизни, одного поколения,
горизонт - карьера, достижение, основание новой диастии. В России иное восприятие
будущего - нет понятия карьеры и соц. прогресса - уклон от ближнего будущего к
дальнему, утсановлен литература Гершенкроном. В архаич об-вах исторических
горизонт закрыт,Ю будущее лишь повторение прошлого - в религиозных горизонт эсхатологичен,
Второе пришествие - ссылка Вебера.
Мягко критикует Лотмана за статью о Договоре (т. 3, Таллин,
1993, Избранные статьи) как скрытом возрождении славянофильства - магическое общество
взаимообмена со сверхъественным и религиозное - одностороннего, без контракта
вручения себя высшей власти, самоотдача. В 18 в. начинает проникать идея договора,
но в 19 интеллигенция опять сворачивает к служению самоотдаче. О Пиковой даме
- символ Фортуны, азарт, непредсказуемость будущего. Классика России восхваляет Случай,
непредсказуемое будущее (210).
Далее анализ Мертвых душ (застылость, крепостническая вечность), Обломов -
"поэма безгоризонтности ... полный отказ от будущего. Даже не открывают писем").
У Достоевского время полярно от отрицания разумного будужщего и абсолютной эсхатологией
(211). Толстой как певец счастья гармонии личности и мира. - полюс патриархальной
цикличности, вырождение в силе денег. Счастье достигается
аскезой, отказом, симфония личности и мира.В России необработано пространство,
поэтому и с временем проблемы.
213. "В России особенно заметна боязнь кризисов, беспредельных
кризисов, полонстью разрушительных, и тяга к замкнутости" (Карамзин, Записка).
Неуверенность в своем будущем (просуществует ли СССР, сохранится ли Россия), "Как
симметрическая патология встречается другая особенность: гипертрофия и обожание
будущего за счет настоящего ... Чем нагляднее отсталость, тем больше потенциальность.
Экономчески это означает возможность просить и брать в долг у развитых стран все
больше и больше. Займы -- форма преодоления отсталости во имя огромного будущего".
Нива, Жорж. Возвращение в Европу. М.: Высшая школа, 1999. 303 с.
Определения русскости со времен Мишле: "отсутствие строгой формы, тяга к мистике,
болезненность. Томас Манн противопоставил гётеанскому здоровью "достоевскую" чахлость"
(32). Пушкин сюда не укладывается - его восприняли как эпигона.
О Толстом: чувственность, без стилизации, сражается
"с преградами между человеком и жизнью: с чувствами, идеями, обществом, мирской
славой, иторией" (40). Принцип его "сущностная рассеянность" - "Чем рассеяннее
человек, тем доступнее ему смысл жизни" (41). Растворяется в деталях - современники
были от немецких романтиков рганисты - его считали механицистом, последователем
сенсуалистов 18 в. "Плотина - человеческие планы, поток - жизнь" (41). Низвергнуть
идола "календарного", научного времени, разбитого на
фракции - предшественник Бергсона. 41. Антикопернканство. Смерть отрицается.
Смерть 0 пробуждение, оптический обман - поезд кажется идет вперед, а он движется
назад . "Чтобы осознать ужас смерти, Толстому требуется усложненная восточная
образность". Мысли Левина о самоубийстве - "проникновение
отравы в счастье", боится смерти-мародерши, гадливость. Обираловка - от "обирания"
тела перед смертью. Самоубийство Анны - человечек с молоточком Чехова не связан
ли с обходчиком.
Работа Мари Семон Пари 1984 - женщины у Толстого - мир толстого сакрален, встроен
в мир правосл. литургии - особенно жензина - семья как малая церковь - против
феминизма потому же. С 90-х тяга Т. к десакрализации и опустошщению - сжигает
и литургию, и музыку, и женщину на одному костре. Мб все оттого, что он лишился
матери в два года?
Семон - русский мужчина больше дает воли аниме, "позволяя
себе и слезы сострадания, и евангельскую кротость, и глубокое милоердие. "Такой
тип поведения, неизвестный или недопустимый как в западном романе, так и в западном
общетве, свойстен русскому характеру" - это Семон, цит. на с. 48.
Чехов - Цит. из зап. кн.: "Смерть страшна, но еще страшнее
было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь". Время ужасна, вечность
хуже. Поэтому любви его героям хватает ненадолго - у них плохие отношения со временм.
Сущность исчезает, мир состои из ничего - душечка - исчезает смысл - умирание
- время тюрьма, от него герои бегут в пространство - зачарованность пространством,
которое спасает - пейзаж, степь, - "Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба,
а весь земной шар, вся природа, где на посторе он мог бы проявить все свойства
и особенности своего свободного духа".- откуда? Но в Крыжовнике теснота как символ
болезни.
Отказ от времени. - в палате 6 - бежит мимо стадо оленей - тоже ощущение
простора.
В "Марте Семнадцатого", гл. 612 - один из героев "Победа нашей революции —
это и есть победа того, что не умела защитить церковь. Давно уже отмечено, что
в формальном неверии русской интеллигенции было больше истинного религиозного
пафоса, больше, если хотите, литургической святости, чем во всей нашей казенной
обезличенной церковности!" цит с 63.
Атеистическая вера - большая радикальность чем на Западе. Чехов, На пути -
"если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он верует во что-нибудь
другое". Тут эже герой и вере в науку. "Что делать" Чернышевского - от Евангельского
вопроса Предтече. Роль дарвинизма.
с 68 - в России не было либертинажа "Поскольку
этап либертинажа в России отсутствовал, атеизм приобрел в ней фанатические и религиозные
формы". Взвинченность атеизма. Бродский - пьеса "Мрамор" туллий? варвар не верит,
но тоже в Бога.
В Одном дне Иван Д. о религии говорит баптист Алешка.
Либертинаж - лишь в нач. 20 в. немного. Ходасевич "О порнографии"
(газ. "Возрождение", 11.2.1932 - "порнография — это прежде всего искажение смысла:
американец — собиратель античных статуй, снабдивший экспонаты своей коллекции
одеждой, стал, сам того не подозревая, порнографом. Либертен также извращает значения,
играет со скабрезностью, но отдает себе в этом полный отчет" (87). Пример - Ремизов,
"Что есть табак", 1906.
О Монтене - сопоставляет с Курбским. "На "Опытах"
зиждется вся европейская концепция истины. Эта книга рассказывает о бесконечном
разнообразии, о богатстве опыта в сопоставлении с рассудком, о слабости знания
и неисчерпаемости природы. ... Размытое, разрозненное знание, "пестрота"
и "требуха" реальности противополагаются "утверждению и настойчивости" — "признакам
глупости". Золотое правило человека ... жизнь по поводу" (151). А Грозный - за
свою идею ты, Курбский, должен ы умереть. "Мысль, единственным доказательством
которой может быть мученическая смерть (а там уж Бог разберется), есть именно
то, чему противостоял Монтень, стремившийся мыслить свободно в разгар религиозных
войн. Справедливость суждений измеряется опытм; идеи сопоставляются; пусть к ясности
лежит через иронию — такова Европа "Опытов". (151). "Справедливость суждений измеряется
степенью исступления, костром, на который всходят добровольно; об индивидуальном
поиске, о терпении и опыте нет и речи — такова фанатическая Европа Грозного".
Европейский ум — это диалог разума и опыта" (152).
|