ЭЛОХИСТ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭЛОХИСТ (Элогист), предполагаемый автор, записавший тот вариант
Моисеева Предания, к-рый в *документарной теории происхождения Пятикнижия
получил название *Элохистической традиции.
ЭЛОХИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЯТИКНИЖИИ, согласно *документарной теории,
один из *четырех источников *Пятикнижия. Условное обозначение —
Э (лат. Е).
Выделение Э.т. началось в 18 в. (*Виттер, *Астрюк). Вначале гл.
признаком, по к-рому ее выделяли, было предпочтение в ряде мест
Пятикнижия слова *Элохим (Бог), в отличие от др. разделов, где чаще
употребляется Имя Божье — *Яхве. В конце 18 в. *Айххгорн И. и *Ильген
установили дополнит. критерии и выделили иэ Э.т. «второго Элохиста»,
или *Священническую традицию (усл. обозначение С, лат. Р). Тексты,
относимые собственно к Э.т., отличаются по характеру изложения:
стиль их менее образен, чем стиль *Яхвиста, *Теофании совершаются
во сне или через ангелов. Элохист называет гору Синай Хоривом, жителей
Ханаана — Аморреями, тестя Моисея Рагуила — Иофором. В традиции
можно заметить влияние *пророков (Авраам назван пророком, сестра
Моисея — пророчицей). Хронологически Э.т. обнимает период времени
от призвания Авраама до смерти Моисея. *Нарративные части Э.т. соединены
с *этическим Декалогом и *Книгой Завета. Элохист уделяет большое
внимание предкам *Ефрема, из чего был сделан вывод, что он писал
в Северном царстве.
Вопрос о происхождении Э.т. в наст. время продолжает оставаться
дискуссионным. Существуют четыре варианта его решения: а) традиция
представляет собой документ, к-рым пользовался Моисей при составлении
Пятикнижия; б) Э.т. никогда не была записана в виде отд. произведения,
а тексты Элохиста суть лишь *интерполяции, внесенные в текст Яхвиста;
в) Э.т. передавалась гл. обр. в форме *устной традиции и вошла в
Пятикнижие лишь в *Плена период; г) текст Элохиста был создан как
цельный свящ. историко-законодательный документ вскоре после *разделения
царств в 9 или 8 вв. до н.э.
В любом случае, большинство библеистов считает, что ядро Э.т. восходит
к эпохе Моисея. Ниже приводится перечень разделов Пятикнижия, к-рые
принято относить к Э.т.
Быт 15 (E+J); 20; 21:6-32:34; 22:1-14:19; 28:11,12,17,18,20-22;
29:1,15,23,25-28,30; 30:1-3a,6,8,17,23; 31:2,4-18a,19-45,51-55;
32:1-2,13б-21,23; 33:18б-20; 35:1-8,16-20; 37:2б,5-11,14a,15-18a,19-20,22,23б-24,28a,28б-30,31б-32a,34,36;
40:1-3a,4-5a,6,15a,16-23; 41; 42:1,3-4a,8-26,29-37; 43:14-23б; 45-46:1-5a;
47:12; 48:1-2,8-27; 50:15-26.
Исх 1:15-22; 2:1-15; 3:1,4б,6,9-15,21-22; 4:17-18,20б-21; 7:20б-21a,24;
9:22-23a,35; 10,8-13a,20-27; 11:1-3; 12:31-36,37б-39; 13:17-19;
15:1-21: 17:3-6, 8-16; 18; 19:2б-19; 20:1-21; 21; 22; 23; 24:3-8,12a,18б;
31:18б; 32:1-8,15-35; 33.
Числ 10:29-36; 11; 12; 13:17-33 (J+P); 16:1-34 (E+P); 20:1-9,12-35;
22; 23; 24; 25:1-5; 32:1-17,20-27,34-42.
Втор 10:6-7; 27,5-7a; 31:14-15,23; 33-34:5-6.
l *В е л л ь г а у з е н Ю., Введение в историю Израиля,
пер. с нем., СПб., 1909; *Р ы б и н с к и й В.П., Иеговисты
и Элогисты, ПБЭ, т.6, с.194-205; *R u d o l p h W.,
Der «Elohist» von Exodus bis Josua, В., 1938; cм. также
ст. Пятикнижие.
|