ЭНДОГАМИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭНДОГАМИЯ (греч. њndon, внутри, и gЈmoj, брак) В БИБЛИИ,
правило, согласно к-рому верующие должны были заключать браки только
в пределах собственной религ. общины. Поскольку в ВЗ община фактически
совпадала с этносом, Э. часто принимала племенной, национальный
характер. Первое указание на такого рода Э. содержится в рассказе
об Аврааме, к-рый не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой
(Быт 24:3-4). Моисеево законодательство также запрещало брачные
союзы с язычниками Ханаана (Исх 34:15-16; Втор 7:1-4). Однако Э.
не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплеменниц имели
сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозав. Э. был обусловлен
не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния.
Так, по свидетельству Неем 13:24, дети, рожденные от иноплеменниц,
даже забывали свой язык (и соответственно — отеческие религ.
предания). По этой причине Ездра ужесточил брачные запреты, невзирая
на заметное сопротивление универсалистов (см. Кн. Руфи). Позднее
смягчению этих запретов содействовало развитие ин-та прозелитизма
(см. ст. Прозелиты).
В НЗ ап. Павел не требовал от христианина (или христианки) расторжения
уже заключенного брака с язычником или язычницей (1 Кор 7:12-16).
Однако к кон. 1 в. религ. Э. среди христиан становится более строгой,
что постепенно приводит к полному запрету браков не только с нехристианами,
но и с раскольниками и еретиками. См. 14-е правило Халкидонского
и Трулльского (72) *Вселенских соборов, а также правила Лаодикийского
(10,31) и Карфагенского (21) *Поместных соборов.
l Свящ. *С т е л л е ц к и й Н., Брак у древних евреев, К.,
1892; *Т р о и ц к и й С.В., Христ. философия брака, Париж,
б.г. (и др. его работы); прочую библиогр. см. в cт. Моногамия.
|