Яков Кротов. Путешественник по времени.
Вспомогательные материалы: Библия.
См. Декалог - Ритуальный декалог.
Levinson, Bernard M. Legal Revision and Religious Renewal in Ancient Israel. Cambridge University Press, 2008. 234 pgs.
Wright, David P. Inventing God's Law: How the Covenant Code of the Bible Used and Revised the Laws of Hammurabi. Oxford University Press, 2009. 604 pp.
Дэвид Райт. Изобретая Закон Божий: как библейский Декалог использовал и переработал законы Хаммурапи. Автор с 1999 г. пересматривает традиц. схему влияния з.Х. на ВЗ.
КАЗУИСТИЧЕСКИЕ И АПОДИКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КАЗУИСТИЧЕСКИЕ И АПОДИКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПЯТИКНИЖИЯ,
две формы законов, выделенные экзегетами «*истории форм» школы (гл. обр. *Альтом).
Казуистич. законы (от лат. casus, судебный прецедент) характеризуются учетом определ.
условий жизни и обстоятельств (напр., «Если кто раба своего ударит в глаз или
служанку свою в глаз, и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз», Исх
21:26). Со времени открытия кодекса вавилонского царя *Хаммурапи (1901) *археология
библейская получила в свое распоряжение целый ряд древневост. судебников. Многие
из них содержали казуистич. законы, совпадающие, порой почти буквально, с юридич.
частями *Пятикнижия. Из этого был сделан вывод, что библ. законодательство включило
в свой состав элементы правовых норм, принятых у соседних народов. Это включение
могло происходить лишь в контексте оседлого образа жизни. Поэтому экзегеты относят
их либо к послемоисееву времени, либо к последним годам жизни Моисея. Напротив,
аподиктич. законы (от греч. неопровержимый, абсолютный) не привязаны
к месту и времени (пример аподиктич. закона — *Декалог) и могут датироваться кочевым
периодом.
l *К и т т е л ь Р., История еврейского народа, М., 1917, т.1; A l t A., Die
Ursprunge des Israelitischen Rechts, Lpz., 1934.