ИОГАНН-АЛЬБРЕХТ БЕНГЕЛЬ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня См. Библия
в целом.
БЕНГЕЛЬ (Bengel) Иоганн-Альбрехт (1687-1752), нем. лютеранский
богослов, один из основоположников библ. *текстуальной критики и
*палеографии нового времени. Род. в Виннендене, окончил Тюбинг.
ун-т. Был близок к кругам нем. пиетистов, стремившихся возродить
духовную жизнь лютеранства. Знакомясь с методами изучения Библии,
Б. не считался с конфессиональными границами. Самостоят. библ. соч.
Б. вышли в годы его педагогич. деятельности. С 1741 Б. занимал
высокие церк. и гражданские должности и приобрел популярность своими
беседами о Библии с народом.
Как протестант Б. исходил из мысли, что святость Писания вытекает
из него самого. Хотя его критич. труды и вызывали недоверие у многих
протестантов и католиков, он искренне был убежден, что в Библии
людям дано Слово Божье. «Ничего не вноси в Писание, — говорил
он, — но все черпай из него и ничего не упускай из того, что в нем
заключается». Ради этого принципа Б. настаивал на строгом соблюдении
одного из правил *герменевтики — исследуя текст, не ограничиваться
отрывками и цитатами, а брать его в целостном контексте.
Тщательно изучив множество изданий и рукописей Библии, Б. пришел
к выводу, что общепринятый текст необходимо выверить, учитывая разночтения
и варианты. Он положил начало этой работе, издав НЗ с критическим
аппаратом (Tub., 1734), к-рый надолго стал классич. образцом текстуальной
критики. В нем он разделил рукописи на *семейства (в частности азиатское
и африканское) и обосновал различение манускриптов по их качеству.
Кроме того, Б. первым высказал мысль, что текстуальные разночтения
не затрагивают вероучительного содержания Библии. В 1734 Б. выпустил
полное критическое издание НЗ *Текстус рецептус («Textus Receptus»,
Tub.), а затем и «Указатель к НЗ» («Gnomon Novi Testamenti», Tub.,
1742), где изложил свои экзегетич. взгляды. Его метод объяснения
Свящ. Писания через само Писание проложил путь *богословию библейскому
как самостоят. дисциплине.
Известное влияние имели попытки Б. оперировать библ. цифрами и
даже предсказать конец мира на основе Откровения. Однако эти домыслы
относятся к тому, что *Гарнак справедливо назвал «библейской алхимией»
(см. ст. Юнг-Штиллинг).
l ПБЭ, т. 2, с. 377-78; M a l z e r G., Bengel
und Zinzendorf, Witten, 1968; Idem. Iohann Albrecht
Bengel. Leben und Werk, Stuttg., 1970; *N e s t l e E.,
Bengel als Gelehrter, Tub., 1893; RGG, Bd.1, S.1037-38.
|