БАУР (Baur) Фердинанд
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БАУР (Baur) Фердинанд Христиан (1792-1860), нем. протестантский
историк Церкви и экзегет; глава *тюбингенской школы. Род. в Шмидене
в семье пастора, окончил Тюбингенский ун-т, где затем преподавал
до конца своих дней. В 1826 был назначен проф. богословия. Гл. труды
посвящены церк. истории, но наибольшую известность он приобрел как
интерпретатор первохрист. периода. Сначала Б. находился под влиянием
либерального богословия *Шлейермахера, но затем стал приверженцем
философии *Гегеля, к-рому обязан «стремлением входить во внутренний
смысл событий, им исследуемых, — стремлением, так сказать, разрешить
факт в идею и давать найденной идее такое или другое, но строго
определенное место в общей гармонии целого труда» (*Лебедев А.П.).
По воззрениям Б. стоял на позициях *рационализма. Евангельскую
проповедь сводил исключительно к ее нравств. содержанию. Вопросы
о Богочеловечестве и Воскресении обходил как недоступные разуму,
считая, по-видимому, эти основополагающие истины христианства мифами.
В исследовании новозав. лит-ры Б. применил гегелевскую концепцию
развития (тезис — антитезис — синтез). Сначала, по его мнению, Церковь
не выходила за рамки *иудейства (кроме веры в воскресение и мессианство
Иисуса). Этот период в истории Общины он назвал петринизмом (по
имени ап. Петра), антитезой ей был паулинизм (по имени ап. Павла),
к-рый полностью отрицал ВЗ. Столкновение между ними якобы завершилось
синтезом в писаниях Иоанна. Заслугой Б. является привлечение внимания
богословов к внутреннему многообразию раннехрист. взглядов, но его
датировка НЗ 2 веком не выдержала испытания временем. Не удержался
в науке и гегелевский схематизм Б. В вопросах новозав. *исагогики
он насаждал явный *гиперкритицизм. Так, он отрицал авторство ап.
Павла не только в отношении к пастырским посланиям (см. Павла ап.
послания), но и ко всем другим, кроме Посланий к Римлянам, Галатам
и 1-2 Коринфянам. От Б. ведет свое начало новозав. *отрицательная
критика 19 в. (его учеником был, в частн., *Штраус).
u Paulus, der Apostel Jesu Christi, Stuttg., 1845; Geschichte der
christlichen Kirche, Bd.1-5, Tub., 1853-63; Kritische Untersuchungen
uber die kanonischen Evangelien, Tub., 1847.
l Прот.Г о р с к и й А.В., О первонач. христианстве в связи
с вопросом о происхождении новозав. канона — против Баура, ЧОЛДП,
1877, № 1; Е л е о н с к и й Н.А., О Ев. от Марка: Разбор
мнения Ф.Х.Баура о происхождении и характере Ев. от Марка, ЧОЛДП,
1873, № 3, 6, 12; История христианской Церкви в XIX в., СПб.,
1900, т.1; Л е б е д е в А.П., Церк. историография в
гл. ее представителях с IV в. по ХХ, М., 1898, т.1; свящ. М а р
к о в В.С., О Ев. от Матфея: Разбор и опровержение воззрений
против него отрицательной критики Баура, М., 1873; НЭС, т.5; ПБЭ,
т. 2, с. 277-83; прот. *П о л о т е б н о в А., Св. Евангелие
от Луки: Правосл. критико-экзегетич. исследование против Ф.Х.Баура,
ЧОЛДП, 1873, № 1-3, 5, 8; Ш а ф ф Ф., Баур и Тюбингенская
школа: Пантеистич. рационализм и новейший гностицизм, Труды КДА,
1861, № 11.
|