НИЛ (Николай Федорович Исакович)
Исакович Н. [А.Н., архиепископ Нил]. Путевые записки. Ярославль, 1874. 506 с. Ч. 1.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
НИЛ (Николай Федорович Исакович), архиеп. (1799-1874), рус. правосл. писатель
и миссионер. Окончил СПб.ДА. Был хиротонисан во еп. Вятского, затем в 1838 получил
Иркутскую епархию. В Сибири он уделял много внимания проповеди христианства среди
забайкальских народов, в частн. бурят. Он изучил бурято-монгольский язык, составил
его грамматику. Его труд «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям
его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) был одним из первых в России на эту тему.
За 15 лет его деятельности было крещено ок. 20 тыс. человек. С помощью бурята-священника
Николая Доржева Н. перевел на бурятский язык Евангелие, но успела выйти в свет
только часть перевода. В 1853 Н. принял Ярославскую кафедру. Однако и там он продолжал
работать над переводами для Сибири.
u Путевые записки о путешествии по Сибири, ч. 1-2, Ярославль, 1874; Слова и
речи, Ярославль, 1860.
l Р о д о с с к и й, с.315-16; Ш а б а т и н И., Архиеп. Н. (Исакович),
ЖМП, 1954, № 8.
Дополнения:
Нил Исакович
(Николай Федорович) — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника.
Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии.
В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа — во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии.
С 8 мая 1828 года — бакалавр и инспектор Киевской духовной академии.
2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита.
8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского.
23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским.
13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа.
С 24 декабря 1853 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Скончался 21 июня 1874 года.
Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского (I 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля).
Преосвященный Нил — замечательный деятель-миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.
С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек.
С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.
Преосвященный Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной духовной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.
Высокую оценку заслуживает и его деятельность в деле обращения старообрядцев. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы.
Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам. Он сам занялся изучением ламаизма, образа жизни и языка бурят и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами архиепископа Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь.
Изучив местные диалекты, преосвященный Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 году были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), Служебника, Часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко святому причащению.
Переводческую и редакторскую деятельность архиепископ Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвященный Нил закончил большой труд "О буддизме". Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно Православной Церкви раскольников-старообрядцев.
Санкт-Петербургский университет высоко ценил научные заслуги архиепископа Нила, избрав его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.
За несколько лет до кончины преосвященный Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.
Труды:
Путевые записки о путешествии по Сибири: в 2 ч. — Ярославль, 1874. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1891, август-сентябрь, с. 383—385.
Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монгольский язык в 1867 г. (рукопись Синодального архива № 2129). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. — СПб., 1858.
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. — 2-е изд. — Ярославль, 1869. Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717—1771 // Иркутские епархиальные ведомости. — 1875.
Собрание слов и проповедей. — Ярославль, 1860.
Литература:
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — 2-е изд. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 7, с. 191, прим. |