БУЙЕ (Bouyer) Луи
Его "О Библии и Евангелии".
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БУЙЕ (Bouyer) Луи, иером. (р. 1913 - ум. 23.10.2004), франц. католич. богослов.
Род. в Париже, в семье протестанта. Получил богосл. образование в Страсбурге и
Париже, затем стал лютеранским пастором. Размышления над природой Церкви привели
Б. в 1939 к католицизму. По собств. признанию, он «пришел к католической
вере и, наконец, к священству в Римской Церкви прежде всего под влиянием православных
авторов». Свой переход Б. не считал отречением от протестантизма, а путем для
раскрытия тех возможностей, к-рые в нем самом заложены. После изучения богословия
в Парижском католич. ин-те (1942-46) Б. вступил в монашескую конгрегацию Ораторианцев
(рукоположен в сан священника в 1944). В течение ряда лет Б. преподавал в различ.
франц. ун-тах, читал лекции в США. С 1961 поселился в Люцернском аббатстве (Нормандия).
«О.Буйе — профессор, всегда готовый помочь своим ученикам, верный друг, молитвенник,
человек, беззаветно преданный Церкви Христовой. Не щадя себя, он отдает на служение
Церкви свой ум, культуру и работоспособность» (А. Хольстейн).
Б. — автор ряда фундаментальных трудов по богословию, среди к-рых
первое место занимают «История христианской духовности» («L’Histoire
de la spiritualit‚ chr‚tienne», t.1-3, P., 1960) и «Церковь Божья»
(«L’Еglise de Dieu, corps du Christ et Temple de l’esprit», P.,
1970). Произведения Б. отличаются тем, что в них науч. вопросы никогда
не заслоняют духовной основы богословствования.
К области библеистики относится работа «О Библии и Евангелии» («La
Bible et L’Еvangile», P., 1951; рус. пер.: Брюссель, 1965). Это
один из самых глубоких очерков библ. богословия, написанных с католич.
точки зрения. Рассматривая *Откровение обоих Заветов как последовательные
фазы, Б. делает акцент на двух важнейших проблемах: углубленном
изучении основных понятий библ. религии (Завет, Слово, Обетование,
Исход, Царство и т.д.) и исследовании роли ветхозав. *Предания как
звена между двумя Заветами. Он показывает, что Свящ. Писание никогда
не было чем-то самодовлеющим (как считают протестанты); оно всегда
формировалось и жило в лоне непрерывной свящ. традиции. Именно она
обусловливает «единство и непрерывность развития народа Божия с
его основным законом жизни, идущие от Ветхого Завета к Новому».
Многообразие Предания не нарушает его фундаментальной цельности.
Предание не противопоставлялось Общине, а было неотделимо от нее.
«Учение пророков, например, каким оно сохранено нам в писаной Библии,
нельзя отделять от его восприятия и усвоения благочестивыми израильтянами
того времени и последующих поколений так же точно, как нельзя учение,
содержащееся в посланиях ап. Павла, отрывать от живого опыта первоначальной
Церкви».
Б. призывает изучать Предание ветхозав. Церкви, чтобы осмыслить
внутреннее единство истории спасения. «Христианство, — отмечает
он, — смыкается с Ветхим Заветом только в свете раввинистических
толкований. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить их с
толкованиями ап. Павла или ап. Матфея. Отрицать значение этого промежуточного
звена, значит поставить под вопрос прочность всей цепи».
Признавая выводы *новой исагогики ВЗ, Б. гораздо сдержаннее относится
к совр. датировке НЗ, к-рый он, в отличие от мн. критиков, считает
хронологически более близким к первонач. Общине.
В книге «Церковь Божия» Б. проводит мысли, аналогичные тем, что
он высказал в «Библии и Евангелии». Он возводит основание Церкви
к призванию Авраама, к-рое положило начало той религ. общности,
в к-рой через века прозвучало слово Богочеловека, Основателя и Установителя
НЗ. Т.о., ВЗ становится своего рода предысторией христ. Церкви,
ее прообразом. Анализ природы Церкви ВЗ в ее историч. движении помогает
Б. подойти к тайне Церкви Христовой. Свое отношение к исагогич.
проблемам Б. выражает с самого начала кратким замечанием: «Следует
подчеркнуть, что археологические открытия говорят о точном соответствии
описываемого в Библии историческим условиям того времени и с чисто
исторических позиций заставляют признать объективность того, что
отвергала школа Велльхаузена».
u La spiritualit‚ du Nouveau Testament et des PЉres, P., 1960;
в рус. пер.: «Землетрясение» в области новозав. критики, «Символ»,
1981, № 6; Католичество и Православие, «Логос», 1978, № 29-32;
l Х о л ь с т е й н А., Отец Луи Б., «Логос», 1972, № 7.
Луи Буйе родился 17 февраля 1913 года в лютеранской семье. С юности он увлекался
литературой и классическими языками. Изучая теологию на протестантских факультетах
Парижа и Страсбурга, молодой Буйе познакомился с русской православной духовной
традицией, представленной такими богословами, как о. Сергий Булгаков и Вл. Лосский.
В 1936 году он был рукоположен в пастора и получил приход в Париже. Познакомившись
с представителями Оксфордского движения, объединявшего англикан, симпатизировавших
католицизму, он в 1939 году сам стал католиком, а через некоторое время – монахом-ораторианцем.
Пятью годами позже он был рукоположен во священника; преподавал в коллегиуме ораторианцев
в Жюийи, в парижском Католическом институте, а также в самых престижных университетах
США, Англии и Африки.
Перу о. Луи Буйе принадлежит около 50-ти обширных трудов – в том числе по литургике,
истории духовности и экзегетике. В 1955 году выходит его книга "От протестантизма
к Церкви", в которой он пытался показать, что разделение между двумя конфессиями
вызвано не столько несовместимостью вероучения, сколько историческими обстоятельствами.
В 1968 году, после выхода книги "Распад католицизма", Буйе получил
репутацию консерватора, нажив немало врагов серди собратьев по священству. В то
же время он сблизился с Папой Павлом VI.
Буйе считают "духовным отцом" традиционалистского движения в католической
Церкви, в недрах которого сформировались такие видные иерархи, как кардиналы Ратцингер,
Люстиже, Барбарен и многие интеллектуалы-миряне.
Луи Буйе был не только пастырем и богословом – его перу принадлежит несколько
романов. Он также очень любил театр – в детстве он играл на коленях великой Сары
Бернар, а позже именно он открыл актерское призвание у Филиппа Нуаре, который
учился в коллегиуме в Жюийи. В день своей смерти он собирался пойти в театр на
спектакль по пьесе Ионеско.
|