МЕНДЕНХОЛ (Mendelhall) Джордж Эмери
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МЕНДЕНХОЛ (Mendelhall) Джордж Эмери (р.1916), амер. протестантский
библеист и археолог. Род. в семье лютеранского пастора; учился в
ун-те Дж.Хопкинса. С 1951 по 1986 был проф. в Мичиганском ун-те.
Участвовал в раскопках в *Палестине, Сирии. Важнейшей работой М.
является исследование «Закон и Завет в Израиле и на Древнем Востоке»
(«Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East», 1955).
Ученый установил параллели между формой библ. Завета и формами союзов,
существовавших у древневост. народов. В частн., он вычленил 6 элементов,
входивших в хеттские союзнические пакты 15-13 вв. до н.э.: 1) преамбула
с именем и титулами царя-сюзерена; 2) историч. пролог, описывающий
обстоятельства, обусловившие пакт; 3) содержание договорных условий
и правил; 4) повеление о повторном чтении договора в святилище;
5) имена богов-свидетелей договора; 6) благословение исполняющим
договор и проклятие нарушающим его. По мнению М., эти же элементы
присутствуют в ветхозав. законодательстве (Исх, Втор, Ис Нав 24).
Бог выступает в нем как Царь-сюзерен, а Израиль — как Его вассал.
Единственное исключение касается пункта 5, поскольку Завет исключал
иных богов, но роль их как бы играют небо и земля, призываемые пророком
в свидетели (Втор 32:1; ср.Ис 1:2). Наблюдение М. показало, что
историч. форма Завета восходит к глубокой древности, а не создана
в более позднюю эпоху, как утверждала школа *Велльгаузена. М. также
принадлежит своеобразная гипотеза о происхождении израильтян, согласно
к-рой разноплеменные рабы, томившиеся в Египте, сплотились, приняв
религию Моисея, что во дни Исхода, странствия в пустыне и заселения
Ханаана превратило их в этническое единство.
u Covenant, IDB, v.1, p.714-23.
l T h o m p s o nR.J., Moses and the Law in a Century of Criticism
since Graf, Leiden, 1970, p.152; WBSA, p.151.
|