ДЖОЗЕФ ФИТЦМАЙЕР
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФИЦМАЙЕР (Fitzmyer) Джозеф, иером. (р.1920), амер. католич. богослов,
экзегет, семитолог. Род. в Филадельфии. В 1938 вступил в Общество
Иисусово. Рукоположен в Лувене в 1951. Высшее богосл. образование
получил в ун-тах Чикаго, Лувена, Балтимора, в *Папском библейском
ин-те. Доктор филологии (1956). Преподавал древние языки и НЗ в
учебных заведениях США, Англии, Филиппин. Ф. — проф. по НЗ в Американском
католич. ун-те (1976-86). Член "Католич. библ. ассоциации", "Общества
библ. лит-ры" и др. научных обществ. Ред. "Журнала библ. лит-ры",
"Католич. библ. ежеквартальника" и др. *периодич. изданий. Доктор
богословия Лундского ун-та (Швеция); имеет также докторскую степень
"гонорис кауза" ряда др. ун-тов. Совместно с *Брауном и *Мэрфи был
ред. "Иеронимовского" библ. *комментария (JBC, 1968), для к-рого
он написал 10 разделов ("Жизнь ап.Павла", "Новозаветные послания",
толк. на Гал и Флп и др.). В этот труд включена работа Ф. "Богословие
Павла" ("Pauline Theology", Englewood Cliffs (N.Y.), 1967). Она
представляет собой блестящее и сжатое изложение истоков богословия
ап.Павла, его *сотериологии, *христологии, *антропологии и *экклезиологии.
Ф. основывается только на 10 посланиях, бесспорно принадлежащих
апостолу. Он показывает, что источником богословия ап.Павла был
прежде всего его опыт на дороге в Дамаск, а иудейские и эллинистич.
источники играли для него лишь служебную роль. Ф. также подчеркивает
глубокую связь апостола с ветхозав. традицией, в к-рой он был укоренен.
По мнению Ф., христология ап.Павла не оставалась неизменной, но
раскрывалась все более полно от послания к посланию. В противовес
*Бультману, Ф. рассматривает учение апостола не как *антропологию,
а как христологию, ибо Христос является центром учения Павла о спасении
мира. Ф. неоднократно обращался к проблемам *семитизмов в НЗ, связи
НЗ с *Кумранскими текстами. Ему, в частн., принадлежит монументальное
толкование на Лк, вышедшее в составе Anchor Bible (см. ст. Толковые
Библии) в 1981-85.
u An Introductory Bibliography for the Study of Scripture (in co-auth.
G.S.Glanzmann), Westminster (Md., USA), 1961; The Historical Truth
of the Gospels, Glen Rock (N.Y.), 1964; The Genesis Apocryphon of
Qumran Cave I, Rome, 1966; Essays on the Semitic Background of the
New Testament, Missoula (Mont.), 1974; The Dead Sea Scrolls, Missoula
(Mont.), 1975; Mary in the New Testament, Phil., 1978 (in co-auth.
*Brown R.E.); A Wandering Aramean, St.Clair Shores (Mich.), 1979;
To Advance the Gospel, N.Y., 1981; A Christological Catechism, N.Y.,
1982.
l WBSA, p.69.
|