ДАВИД ФЛУССЕР
Умер в Иерусалиме 15 сентября 2000 года, в день своего рождения, 83 лет,
знаменитый библеист. Осталась его вдова Ханна, двое сыновей, семеро внуков.
Его: о древнееврейском гуманизме.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФЛУССЕР (Flusser) Давид (р.1917), израильский историк
религии, кумрановед, специалист по *междузаветному и новозав. периодам.
По воззрениям близок к представителям *либерально-иудаистской экзегезы.
Род. в Вене. Высшее образование получил в Праге. Первоначально изучал
ср.-век. лат. памятники. В 50-х гг. был среди первых ученых, исследовавших
*Кумранские тексты. С 1962 проф. Еврейского ун-та в Иерусалиме.
Член израильской Академии наук. Значительная часть работ Ф. посвящена
происхождению христианства. В ряде статей он указал на ветхозав.
параллели фундаментальных христианских догматов (в частн., о девственном
Рождестве). В книге "Иисус" (нем. изд. 1968; рус. пер.: М., 1992;
расшир. и переработ. англ. издание: Иерусалим, 1997) Ф. попытался
дать реконструкцию евангельской истории на основе совр. знаний о
той эпохе. По его мнению, традиция *синоптиков восходит к иерусалимской
*первообщине христианской, тогда как учение ап.Павла и Иоаннова
традиция связаны с кругами *диаспоры, опиравшимися на источники,
близкие к *ессеям. Гипотезу эллинистич. происхождения *"павлинизма"
Ф. отвергает. Он подчеркивает, что два этапа развития христианства,
допавловский и "паулинистический", отражают два течения в иудействе,
к-рое было историч. лоном Евангелия. Из всех *течений и сект Ф.
считает фарисейское наиболее близким к первонач. христианству. Согласно
Ф., вполне вероятно, что Господь (как он называет Христа) употреблял
понятие *"Сын Человеческий" в мессианском смысле и сознавал Себя
Кем-то большим, нежели пророк. Христос не проповедовал, говорит
Ф., ничего, что было бы неприемлемо для иудейства. Раскол произошел,
по его утверждению, лишь тогда, когда с возникновением *языко-христианских
общин ветхозав. обычаи были радикально отвергнуты. Именно личность
и учение Христа должны "не разъединять, а соединять христиан и иудаистов".
Гл. вывод Ф. таков: "Напряженные отношения с иудаизмом были для
христианства, стремившегося стать мировой религией, необходимостью.
Сегодня такой необходимости больше не существует". Тезисы Ф. на
эту тему, предложенные для семинара бельгийских и голландских богословов
(1975), вызвали оживленную дискуссию. Совместно с католиком Дж.Лангом
и протестантом Дж.Пеликаном Ф. выпустил книгу "Мария: образы Матери
Иисусовой в иудаистском и христианском освещении" ("Mary: Images
of the Mother of Jesus in Jewish and Christian Perspective", Phil.,
1986).
u The Dead Sea Scrolls and Christianity, "Studies
on the Texts of the Desert of Judach", 1957; Die Konsequente Philologie
und die Worte Jesu, 1963; The Jewish origins of Christianity, "Jerus
Quaterly", 1982, ? 24; Jesus in the Context of History, "The Crucible
of Christianity", 1969; Judaism and The Origin of Christianity,
Winona Lake (Ind.), 1988.
l Ш т о л ь Г., Пещера у Мертвого моря, М.,
1965 (позиция Ф. в этой книге искажена); W i l s o n E., Scrolls
from the Dead Sea, N.Y., 1959.
|