а) "Посланиями из уз" называются 5 посланий (Еф, Кол, Флп,
Флм и 2 Тим), в к-рых сказано, что апостол писал их, находясь
в заключении. Вопрос же, где именно находился ап.Павел под стражей:
в Ефесе, Кесарии или Риме, — остается дискуссионным, поскольку
прямых указаний в П.а.п. нет. Подавляющее большинство комментаторов
склоняется к тому, что в этих посланиях речь идет именно о римских
узах (см."Послания из уз").
б) Каноничность Еф. Послание было очень рано включено в сборник
Павловых писаний. Уже в самом нач. 2 в. сщмч.*Игнатий Антиохийский
в своем послании к ефесянам (12) говорит о Еф как о произведении
ап.Павла. Аналогичные свидетельства имеются в Мураториевом каноне,
у свт.*Иринея Лионского (Против ересей, V,2,3), у *Климента
Александрийского (Строматы, IV,8) и др.
в) Ап.Павел и Ефесская церковь. Впервые ап.Павел посетил Ефес
летом 52 по пути из Коринфа в Иерусалим (Деян 18:19-21). Во
время своего 3-го путешествия, осенью 54, он вторично прибыл
в Ефес и оставался там два года (Деян 19:1 сл.). Ефес был одним
из крупнейших городов М.Азии, преимущ. с греч. населением. Знаменитый
храм Артемиды (Дианы), одно из "чудес света", привлекал ежегодно
тысячи паломников. О богатстве и красоте города можно судить
по описаниям древних авторов и сохранившимся доныне развалинам.
В Ефесе ап.Павел достиг вершины своего миссионерского успеха.
В доме некоего Тиранноса он снимал помещение, где устроил настоящую
школу для подготовки служителей Слова. В его трудах участвовало
много помощников: Акила и Приска, прибывшие из Коринфа, александриец
Аполлос и др. Покинуть город ап.Павла побудило не только желание
посетить Македонию и Коринф, но и беспорядки, спровоцированные
ремесленниками, изготовлявшими статуэтки богини и модели храма
для паломников (Деян 19:23 сл.). Отправляясь в последнее путешествие
в Иерусалим, апостол имел в Милете свидание со старейшинами
Ефесской церкви (Деян 20:17 сл.).
г) Вопрос об адресате Еф представляет немалые трудности. В
ряде древних рукописей (напр., в *Синайском кодексе) не указано,
что послание обращено к ефесянам. В таком виде читал Еф и свт.*Василий
Великий (Против Евномия, II,19). По мнению Маркиона, Еф написано
христианам Лаодикии (ср.Кол 4:16). Из послания можно заключить,
что Павел знал своих читателей лишь заочно (1:15-16). В нем
нет личных обращений и приветствий; между тем, у апостола в
Ефесе было немало друзей и сподвижников. На этом основании еще
в 1654 англ. еп. *Юсхер выдвинул предположение, что Еф было
написано как окружное послание общинам М.Азии, а слово "Ефес"
было вставлено в экземпляр, направленный христианам этого города.
Ряд веских аргументов против гипотезы Юсхера был выдвинут еп.Василием
(Богдашевским), однако в наст. время она продолжает пользоваться
широкой поддержкой библеистов.
д) Особенности Еф и вопрос об авторстве. В отличие от других
П.а.п. Еф представляет собой род проповеди-размышления, отмеченной
местами почти литургической торжественностью стиля. В Еф господствуют
обширные периоды; в нем есть 36 слов, нигде больше ап.Павлом
не употребляемых, и 39 слов, вообще не встречающихся в др. книгах
НЗ. Тема Закона, веры и оправдания уступает в Еф мистико-экклезиологич.
теме и тайне вселенских свершений Христа. Христология и *эсхатология
послания также имеют ряд особенностей (ср.ниже). На этом основании,
начиная с Э.Эванстона (18 в.), мн. экзегеты, особенно протестантские,
рассматривали Еф как произведение псевдонимное (*Де Ветте, Баур,
Дибелиус, Марксен и др.). Позднее к ним присоединились и нек-рые
католич. библеисты (*Харрингтон и др.). Бросается в глаза множество
параллелей между Еф и Кол (напр., Еф 1:7; Кол 1:14; Еф 5:6;
Кол 3:6), что часто рассматривалось как аргумент против подлинности
Еф. Однако это сходство вполне объяснимо тем, что ап.Павел писал
оба послания одновременно (и то, и другое было отправлено с
Тихиком) и развивал в них сходные мысли. Что касается специфики
Еф, то ее можно понять как отражение нового этапа в раскрытии
Евангелия ап.Павла. Находясь под домашним арестом в Риме, апостолу
приходилось многое обдумывать заново и он мог прибегнуть к иной
форме изложения своих мыслей, нежели к привычной ранее. Экзегеты,
защищающие авторство ап.Павла (напр., *Серфо), видят в Еф синтез
и итог богословия ап.Павла, его "лебединую песнь". Нек-рые комментаторы
считают, что послание представляет собой свободное изложение
мыслей апостола, сделанное его учеником. По мнению *Бенуа, ученик
лишь отредактировал текст, записанный за ап.Павлом. В любом
случае, Еф содержит все осн. положения Павлова Евангелия.
е) Композиция и содержание Еф. Как и Рим, Еф можно условно
разделить на две части: догматическую (1:3-3:21) и практическую
(4:1-6:20). Их обрамляют вступительные и заключит. строки (1:1-2;
6:21-24).
Догматическая часть начинается древней формулой славословия:
"Благословен Бог" (ср.Пс 118:12). Апостол созерцает величественную
тайну грядущего единства всей твари в Боге, тайну, к-рая входила
в предначертания Творца "прежде создания мира" (1:4). Вера,
воспринявшая весть о спасении, обогащается теперь "познанием",
дальнейшим раскрытием универсальных замыслов Божьих. Разделенному
и порабощенному злом человечеству открывается царство гармонии.
Центром и главой нового, преображенного мира — не только людей,
но "всего земного и небесного" — является Сам Христос. Ему противостоят
силы зла, вполне реальные, к-рые до полной победы света властвуют
над мирозданием. Следуя иудейской фразеологии *междузаветного
периода, апостол говорит о сатане как о "князе, господствующем
в воздухе" (2:2). "Воздух", сфера, где позволено действовать
падшим духам, был образным символом незримости темных сил. Как
отмечают мн. экзегеты, в своей антитезе света и тьмы Еф сближается
с богосл. языком *Кумрана.
Смерть и Воскресение Христовы ознаменовали начало торжества
света над тьмой. Будучи Сыном Божьим и одновременно смертным
человеком Воскресший Христос вознесен над всем мирозданием как
его Царь и Посредник между творцом и тварью. Он — средоточие
и Глава Церкви, к-рая "есть тело Его, полнота Наполняющего все
во всем" (1:22-23). Вожделенное единство творения обусловлено
волей "одного Бога и Отца всех, Который над всеми, и через всех,
и во всех нас" (4:6). Силою Христовой преображается и пронизывается
небесным светом все земнородное. "Благодаря Христу вся человеческая
история окружена любовью Божьей; она выражена в абсолютном и
свободном присутствии божественной тайны. Мирское и светское
остается мирским и светским, а не духовным, но они освящаются
этим Присутствием" (Схиллебекс).
История, согласно Еф, является "домостроительством тайны",
постепенным процессом одухотворения мира. Эта тайна была прежде
сокрыта от людей (3:4-6), ибо тогда Откровение было заключено
в узких рамках ветхозав. Церкви. Язычники были "отчуждены от
общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды"
(2:12). Но Кровь Христова связала незримыми узами и иудеев,
и язычников (2:13-14); пала преграда, о к-рой напоминала стена,
отделявшая в Храме иноплеменников (2:14). Язычники стали "сонаследниками"
обетования, "сопричастниками" Христу, усыновленными Богу. И
совершается это через жертву Христову и апостольское благовествование.
Тайна включает явление Церкви, в к-рой царит "единство духа
в союзе мира". Церковь представляет собой "одно тело и один
дух", в ней "о д и н Г о с п о д ь, о д н а в е р а, о д н о
к р е щ е н и е, о д и н Б о г и О т е ц в с е х" (4:3-6). Потенциально
она объемлет весь человеческий род. Она не статична, но рост
ее совершается постепенно, идя к зрелости, к-рую апостол называет
"полным возрастом Христовым" (4:13). Каждый человек имеет в
ней свое предназначение. Особое место в Церкви занимают те,
кому поручено миссионерское и пастырское служение.
Христианин, принявший Дух Спасителя, должен "отложить прежний
образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных
похотях" (4:22). Начертывая идеал жизни по Евангелию, апостол
призывает "подражать Богу" (5:1; ср.Мф 5:48). "Живите, — говорит
он, — в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас"
(5:2). Все человеческие отношения в Церкви призваны строиться
в соответствии с этим идеалом. Так, напр., любовь мужа к жене
уподобляется жертвенной любви Христа к Своей Церкви.
Послание дает ответ на важнейший вопрос об отношении между
миром и Богом, о конечной цели бытия. Ответ Еф можно выразить
одним словом: о с в я щ е н и е, или, прибегая к святоотеч.
термину, словом "теозис", обожение твари. Как показал о.Дж.Мелони
в своей работе "Космический Христос" (1967), учение Еф о вселенском
преображении нашло свое развитие у св.отцов и в позднейшей христ.
мысли (напр., у *Тейара де Шардена).
l Б
о г д а ш е в с к и й Д.(еп.Василий), Послание св. ап. Павла
к ефесянам. Исагогико-экзегетич. исследование, К., 1904 (наиб.
полный труд на рус. яз.); Г л а д к и й А., Учение ап.Павла
о сошествии во ад Христа, ВиР, 1911, ? 9; Р о з а н о в Н.П.,
Послание к Ефесянам, ТБ, т.11; прот.С к в о р ц о в И., Записки
на послание к Ефесянам, К., 1838; С м и р н о в С.К., Филологич.
замечания о языке новозав. в сличении с классическим при чтении
послания Ап.Павла к Ефесянам, М., 1873; Т я р к О.А., Послание
к Ефесянам, БВс, 1967-70 (отд.: Церковь — Тело Христово; без
м. и г.); еп.Ф е о ф а н (Говоров), Толкование послания св.Ап.
Павла к Ефесеям, М., 1893; B r u c e F.F.б The Epistles to the
Colossians, to Philemon and to the Ephesians, Grand