ПОСЛАНИЕ ЕВРЕЯМ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА, последняя из тех книг новозав.
канона, к-рые носят имя ап. Павла. В тексте Е.П., однако, автор
не указывается. Послание состоит из 13 глав.
Канонический, боговдохновенный и апостольский характер Е.П. был
признан в Церкви очень рано. Уже свт. *Климент Римский ссылается
на него как на свящ. книгу (напр., 1 Послание к Коринфянам, 36).
Косвенные указания на Е.П. есть у св. *Иустина Философа (Диалог
с Трифоном иудеем, 118). *Климент Александрийский, по словам *Евсевия
Кесарийского, приписывал его ап. Павлу (Церк. история, VI, 14, 2).
Папирусный кодекс 3 в. свидетельствует, что Е.П. помещалось в одном
собрании с др. посланиями апостола, хотя имени Павла в заглавии
рукописи нет.
Характер и композиция Е.П. В конце Послания есть сообщения личного
характера и приветы братьям, но по стилю своему оно не является
посланием или письмом в строгом смысле слова. Это богословское размышление,
проповедь, трактат. Сам автор называет его «словом увещания» (13:22;
ср. Деян 13:15, где сходным образом названа проповедь, произнесенная
ап. Павлом в синагоге). В Е.П. мысль писателя-проповедника в отличие
от других Павловых посланий течет спокойно, торжественно; он обнаруживает
знакомство с методами толкования, присущими *александрийской школе.
С ней же связывает автора любовь к аллегориям. По содержанию Е.П.
можно разделить на пять тем и заключение: 1) Явление в мир Сына
Божьего (1-2); 2) Христос — Посредник между Богом и людьми (3:1-4:13);
3) Христос-Первосвященник. Древние жертвы заменяются Жертвой Христовой
(4:14-10:18); 4) Похвала вере и терпению (10:19-12:29); 5) Жизнь
нового народа Божьего (12:1-13:21); 6) Заключение (13:22-25).
Автор, дата и адресат Е.П. По духу и учению Послание, несомненно,
Павлово, тем не менее ряд черт ставит его особняком среди посланий
апостола. Павел всегда называет себя по имени, предваряя письма
личными вступлениями. В Е.П. этого нет, автор сразу начинает излагать
свою мысль. Язык и стиль Послания резко отличаются от свойственных
Павлу. Автор, по-видимому, относит себя к поколению, к-рое получило
веру Христову от апостолов (2:3). Он гораздо больше проникнут эллинистич.
мыслью, чем ап. Павел. На Е.П. нет того яркого отпечатка личных
переживаний, к-рый лежит на 13 посланиях Павла. Библ. понятие веры
как абсолютного доверия Богу и Христу — центральное в учении апостола
— дополняется греч. толкованием веры как «уверенности в невидимом»
(11:1). В Послании большое внимание уделяется богослужебной символике
ВЗ и иудейскому священству как прообразам искупительного деяния
Христа.
Нек-рые раннехрист. учителя считали, что Е.П. написано ап. Павлом
по-еврейски, затем переведено на греч. яз. ев. Лукой или свт. Климентом
Римским (мнение Климента Александрийского, сообщенное Евсевием Кесарийским:
Церк. история, VI, 14, 2), *Тертуллиан приписывал Е.П. ап. Варнаве.
*Ориген склонялся в пользу авторства ап. Павла, однако, по его словам,
«ведомо только Богу», кто написал Е.П. (Евсевий Кесарийский. Церк.
история, VI, 25, 14). Позднее *Лютер выдвинул гипотезу об ап. Аполлосе
как составителе Послания. В пользу этой гипотезы говорит то, что
Аполлос был единственным близким к Павлу человеком, усвоившим иудейскую
культуру Александрии. Согласно Деян 18:24, Аполлос был «мужем красноречивым
и сведущим в Писаниях»; именно таким представляется и автор Е.П.
Он близок не только к *Филону Александрийскому, но и к *ессеям,
обитавшим в Египте. *Гарнак пытался обосновать мысль, будто Е.П.
написано сподвижниками ап. Павла Акилой и Прискиллой, но большинство
совр. экзегетов ограничиваются тем, что признают Послание произведением
александрийца из круга ап. Павла. Правосл. толкователи (за исключением
*Андреева) сохраняли убеждение, что Е.П. написано самим ап. Павлом
(свт. *Феофан Говоров, *Розанов Н., *Глубоковский). Еп. *Кассиан
(Безобразов) предпочитает оставить вопрос открытым, поскольку, по
его словам, «язык Послания, несомненно, не Павлов» и «приближается
к совершенным образцам классической прозы». В любом случае, Е.П.
— это канонич. часть Писания, боговдохновенность к-рой с 5 в. была
признана и на Востоке, и на Западе.
Не менее труден вопрос об адресате послания и поводе, по к-рому
оно написано. Н. Розанов считал, что апостол мог писать его для
Иерусалимской церкви, к-рая осиротела после мученической смерти
ап. Иакова (62). По словам же свт. Феофана, «лучше будет оставить
сей вопрос без определенного решения, а сказать только: писано Послание
к определенному обществу христианскому или к христианам определенной
области». Из названия лишь явствует, что это были верующие евр.
происхождения. Существует гипотеза, что руководители общины прежде
были ессейскими священниками (намек на это видят в Деян 6:7). Эта
гипотеза основана на близости идей и фразеологии Е.П. к *кумранским
текстам.
Богословие Е.П. в общих чертах сводится к следующему. Ветхозав.
жертвы имели целью очистить людей, приближая их к Богу. Но, поскольку
эти жертвы были только прообразами единой Жертвы Сына Божьего, они
имеют п р е х о д я щ е е значение. Христос стал истинным Первосвященником
и одновременно Жертвой. Он соединил человека с Богом, принадлежа
Сам к миру Божественному и миру земному. Послание поясняет тайну
Крови *Нового Завета, описывая заключение Завета Синайского. Кровь
жертвенных животных символизировала прочность Союза, ибо кровь считалась
в ВЗ жизненной силой, а над жизнью властен один Бог; поэтому очистительные
обряды, через к-рые люди стремились обрести прощение, сопровождались
кровавыми жертвами. Разрешая пролитие крови жертвы, обряд указывал
на единение человека с Богом, Владыкой жизни. Обряд заключения Синайского
Завета сопровождался словами, близкими к тем, что произнес Господь
на Тайной Вечери (Исх 24:8, ср. Мф 26:28). Вечный Персвосвященник
претворяет древние обряды в таинство прощения грехов и соединения
с Богом. Сила Божественной Жертвы такова, что ей нет необходимости
повторяться (как жертвам ВЗ). Она — уникальное событие, совершившееся
«к концу веков» (Евр 9:24-26), т. е. к тому моменту, когда род человеческий
созрел для заключения НЗ. Служение Христа совершается «по чину Мелхиседека»
(5:6). Мелхиседек, древний ханаанский царь-священник (Быт 14:17-20),
символизировал двойную власть — монарха и служителя Божьего. В иудейских
представлениях *междузаветного периода он играл роль небесного посланника.
Для Филона он — олицетворение Слова Божьего (Логоса); о почитании
Мелхиседека свидетельствуют кумранские рукописи. По-видимому, люди,
к к-рым обращено Послание, принимали мистич. толкование образа Мелхиседека
и отождествляли его с Мессией. Применяясь к их воззрениям, апостол
дает им понять, что Иисус был тем самым таинственным Царем-Священником,
прихода Которого они ждали. Он учит, что для вхождения в полноту
Нового Завета, установленного Христом, истинным Царем-Священником,
люди должны укрепляться в вере, любви и терпении, как подобает новому
избранному народу Господню.
l С в я т о о т е ч. к о м м е н т.: прп. *Ефрема Сирина, свт.
*Иоанна Златоуста, блж. *Феодорита Киррского.
Б а р к л и У., Толкование Посл. к Евреям, пер. с англ., Вашингтон,
1984; свящ.В о р о н ц о в Е.А., Идея о Премирном Первосвященнике
в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Послании к Евреям,
ВиР, 1906, № 11; е г о ж е, Псалом 8 и его цитация в Послании к
Евреям, ХЧ, 1907, № 5; е г о ж е, Язык и стиль в Послании к Евреям,
там же; е г о ж е, Господь Иисус Христос и Моисей: (Послание к Евреям
III: 1-16), ХЧ, 1908, № 8/9; е г о ж е, Сын Божий по естеству и
сыны Божьи по благодати: Посл. к Евреям II:12 и 13, ХЧ, 1908, №
3; е г о ж е, Из сотериологии Послания к Евреям, БВ, 1910, № 1;
е г о ж е, Вариант cariti Qeou в Посл. к Евреям, его происхождение
и догматический смысл, ХЧ, 1909, № 11; Г л у б о к о в с к и й Н.Н.,
Искупление и Искуситель по Евр., II, Пг., 1917; е г о ж е, Ходатай
Нового Завета, В память столетия МДА, Серг. Пос., 1915; е г о ж
е, Послание к Евреям и историч. предание о нем, ГДА, XIV, 1936/37,
София, 1937; еп.К а с с и а н (Безобразов), Христос и первое христ.
поколение, Париж, 1950; М а к к о н е л Д.Ф., Послание к Евреям,
1960 (Ркп., МДА); еп.*Н и к а н о р (Каменский), Экзегетич.-критич.
исследование Послания св. ап. Павла к Евреям, Каз., 1903; НЭС, т.17;
ПБЭ, т.5, с.227-31; [Р о з а н о в Н.П.], Послание к Евреям, ТБ,
т.11; еп.Ф е о ф а н (Говоров), О Послании св. ап. Павла к Евреям,
М., 1896; C a s e y J., Hebrews, Dublin, 1980; D u s s a u t L.,
Synopse structurelle de l’Ep€tre aux H№breux, P., 1981; H u g h
e s P.E., A Commentary on the Epistle to the Hebrews, Grand Rapids,
1977; J o h n s s o n W.G., Hebrews, Atlanta, 1980. См. также: JBC,
v.2; NCCS, p.1220.
|