ПЛЕН
I. ИСПЫТАНИЕ ПЛЕНОМ
В самом начале своей истории Израиль пережил в Египте испытание
«первоначального П.», когда та страна, к-рая дала приют Патриархам, стала для
их потомков «домом рабства» (Исх 13.14; Втор 7.8). Точнее говоря, Евреи были скорее
рабами фараона, чем пленниками или узниками. Впоследствии народ Божий не раз познал
насильственное переселение, к-рое Амос обличает как преступление (Ам 1.6,9),
хотя это было обычным явлением на древнем Востоке. Таков был удел северных колен
Израилевых после разрушения Самарии (4 Цар 17.6,23) и затем Иуды в начале VI-го
века (4 Цар 24-25). В обоих случаях дело шло о карах, посланных народу Божию за
неверность. На традиционном языке П. Вавилонский остался П. в абсолютном смысле,
хотя являлся скорее изгнанием или насильственным переселением.
В Библии говорится в различных контекстах как об общенародных
испытаниях, так и о судьбе отдельных пленников или узников. Для одних заключение
является справедливой карой (см Мф 5. 25; 18.30), для других же - испытанием
свыше (см Откр 2.10). Так случилось с Иосифом (Быт 39. 20 слл), к-рого Премудрость
Божия «не оставила в узах» (Прем 10.14); таков удел и многих пророков (см 3 Цар
22.26 слл): Иеремии (Иер 20.2; 32.2 сл; 37.11-21; 38.6), Иоанна Крестителя (Мф
14.3) и, наконец, Самого Иисуса, К-рый был связан (Ин 18. 12; Мф 27.2) и вероятно
брошен в темницу. В эпоху Церкви такая же судьба была уготована Апостолам (Деян
5.18; 12.3 слл; 16.23 сл), и Павел, имевший мужество добровольно принять узы (Деян
20.22), смог с полным правом назвать себя «узником Иисуса Христа» (Еф 3.1; 4.1;
см 2 Кор 11.23). Тем не менее «для Слова Божия нет уз» (2 Тим 2.9; см Флп 1.12
слл), и чудесные освобождения показывают (Деян 5.19; 12.7-11; 16.26), что темница
бессильна удержать в узах Благую Весть. Об узниках заботится Сам Бог. Он хочет,
чтобы Его верные «разрешили оковы неправды» (Ис 58.6), и посещение узников есть
одно из дел милосердия (Мф 25. 36,40; см Евр 10.34; 13.3), ибо Сам Он «не пренебрегает
узников Своих» (Пс 68.34), даже по отношению к тем, кто «не покорялись словам
Божиим и небрегли о воле Всевышнего» (Пс 106.10-16). И прежде всего Своему плененному
народу Он дает обетование свободы (Ис 52.2), в чем заключается уже как бы предвкушение
Евангелия (Ис 61.1).
II. ДУХОВНЫЙ ПЛЕН ГРЕШНИКА
Через опыт земного П. народ Божий различает иной П., выразительным
символом к-рого тогда становится первый, а именно: П. грешников. В этом плане
также есть переплетение понятий П. и рабства. Категорическое утверждение Иисуса:
«Всякий, делающий грех, есть раб» (Ин 8.34) предваряется словами ВЗ: Бог предавал
неверный народ его врагам (Суд 2.14), Он их отдавал во власть их преступлений
(Ис 64.6). По учению мудрых Израиля, грех является своего рода отчуждением: «Беззаконного
уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч
5.22; см 11.6).
Однако вся глубина бед ч-ских, освобождение от к-рых пришел
возвестить Иисус (см Лк 4.18; см Ис 61.1), раскрывается главным обр. в Посланиях
Апостольских: «... я плотян, продан греху», я как «пленник закона греховного,
находящегося в членах моих» (Рим 7.14,23) - вот, по Павлу, состояние каждого ч-ка
до его оправдания. Грех, однако, не есть абстракция, грешники в конечном счете
заключены в «сетях диавола, к-рый уловил их в свою волю» (2 Тим 2.26).
Другое конкретное представление об этом духовном П. дается в
выражениях «цепи ада» (евр. шеол) и «сети смерти» (см Пс 17.6), столь страшные
для людей (см Евр 2.14 сл). Освобождающее действие Иисуса простирается и на эту
область: вкусив смерть, Он «сошел во ад», дабы возвестить Благую Весть о спасении
«и находящимся в темнице духам» (1 Петр 3.19).
Павел иногда рассматривает даже и сам Закон как некий вид темницы,
в к-рой «до пришествия веры мы были заключены» (Гал 3.23; см Рим 7.6); эти определения
могут показаться слишком смелыми, но они помогают лучше понять то истинное освобождение,
к-рое дает нам Иисус Христос.
Кем становятся эти грешники, освобожденные Иисусом? Новый парадокс:
они - «пленники» Господа. Павел говорит, что рабы греха становятся «рабами
праведности» (Рим 6.12-23; 1 Кор 7.22). Он и самого себя считает как бы «связанным»
Духом (греч Деян 20.22) и хочет «пленять всякое помышление в послушание Христу»
(2 Кор 10.5; см Рим 1.5). И действительно, подобно древним полководцам, Иисус
в Своем победном шествии «привел пленных» (греч Еф 4.8 = Пс 68.19), но для того,
чтобы раздать им Свои дары и приобщить их к Своей победе (см 2 Кор 2.14).
ПЛЕНЕНИЕ
На Древнем Востоке к побежденным народам часто применялось насильственное
переселение (ср Ам 1). Уже в 734 г. нек-рым городам Израильского царства пришлось
с этим познакомиться на собственном тяжком опыте (4 Цар 15.29), затем, в 721 г.,
то же произошло и со всем этим царством (4 Цар 17.6). Но наибольший отпечаток
на историю народа Союза-Завета наложили те насильственные переселения, к-рые были
произведены Навуходоносором в результате его походов на Иудею и Иерусалим в 597,
587 и 582 гг. (4 Цар 24.14; 25.11; Иер 52.28 слл). Именно такое переселение в
Вавилон принято называть пленением или пленом. Материальное положение уведенных
в плен не всегда было тяжким и со временем оно смягчилось (4 Цар 25.27-30); но
путь к возвращению тем не менее оставался закрытым. Чтобы он открылся, пришлось
ждать падения Вавилона и указа Кира в 538 г (2 Пар 36.22 сл). Этот долгий период
испытания получил в религиозной истории Израиля сильнейший отголосок. Бог в нем
открылся (I) в Своей непреложной святости и (II) непоколебимой верности.
I. ПЛЕНЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ
1. Пленение, как крайнее наказание. - По логике свящ.
истории возможность П. казалась невообразимой, казалась крушением замысла Божия,
осуществленного во время Исхода ценой стольких чудес, и опровержением всех Его
обетовании: потерей Земли Обетованной, низложением царя из дома Давидова, запустением
разрушенного Храма. Даже когда эти события уже произошли, естественной реакцией
было не верить в продолжительность этого испытания и считать, что положение скоро
поправится. Но Иеремия обличает это как самообман: П. должно быть продолжительным
(Иер 29).
2. Пленение как обличение греха. - Последствия катастрофы
должны были быть длительными, чтобы народ и его вожди осознали свою неизлечимую
развращенность (Иер 13.23; 16.12 сл). Угрозы пророков, принимавшиеся столь легкомысленно,
исполнились буквально. Т. обр. П. представлялось наказанием за вины, столько раз
обличавшиеся: вины вождей, к-рые вместо того, чтобы опираться на союз с Богом,
прибегали к слишком ч-ским политическим расчетам (Ис 8.6; 30.1 сл; Иез 17.19 слл);
вины сильных, к-рые по своей жадности нарушили насилием и хищениями братское единение
народа (Ис 1.23; 5.8...; 10.1); вины всеобщие - безнравственность и бесстыдное
идолопоклонство (Иер 5.19; Иез 22), превратившие Иерусалим в место разврата. Все
это безостановочно вело к тому, что гнев Бога Всесвятаго наконец разразился так,
что «не было спасения» (2 Пар 36.16).
Итак, выродившийся виноградник Ягве был опустошен и выкорчеван
(Ис 5); у жены прелюбодейной отняли ее наряды и жестоко ее наказали (Ос 2; Иез
16.38); народ непокорный и мятежный был изгнан из своей земли и рассеян среди
народов (Втор 28.63-68). Суровостью кары выявлялась тяжесть вины; больше не было
возможно предаваться самообману или хвалиться перед язычниками: «у нас - стыд
на лицах, как сегодня...» (Вар 1.15).
3. Пленение и исповедание грехов. - Начиная с этого времени
смиренное исповедание своих грехов становится обычным в Израиле (Иер 31.19; Езд
9.6...; Неем 1.6; 9.16,26; Дан 9.5): П. оказалось как бы «негативной теофанией»,
небывалым откровением святости Бога и Его нетерпимости ко злу.
II. ПЛЕНЕНИЕ КАК ПЛОДОТВОРНОЕ ИСПЫТАНИЕ
Лишенные святой Земли, Храма и богослужения изгнанники могли
счесть себя совершенно оставленными Богом и впасть в смертельное уныние (Иез 11.15;
37.11; Ис 49.14). Однако даже в самый разгар испытания присутствие Божие пребывало,
и Его дивная верность уже действовала для восстановления Его народа (Иер 24.5
сл; 29.11-14).
1. Пророки - духовная поддержка Израиля. - Исполнение
грозных пророчеств побудило изгнанников оценить по достоинству служение пророков;
размышляя постоянно над их словами, изгнанники находили в них теперь основания
для надежды. Действительно, возвещение в них наказания неизменно сопровождалось
призывом к обращению и обещанием возрождения (Ос 2.1 сл; Ис 11.11; Иер 31). Строгость
Бога проявлялась как выражение ревнивой любви; даже наказывая, Он ничего так не
желал, как нового расцвета первоначальной любви (Ос 2.16 сл); жалобы наказанного
ребенка проникают до самых глубин Его отцовского сердца (Ос 11.8 слл; Иер 31.20).
В Палестине к этим пророчествам мало прислушивались, зато их стали ревностно принимать
в кругах изгнанников в Вавилоне. Иеремия, некогда гонимый, стал наиболее ценимым
из пророков.
Среди самих изгнанников Бог воздвиг ему преемников, к-рые среди
всех трудностей стали руководить народом и поддерживать его. Победа языч. войск
казалась победой их богов; велико было искушение увлечься вавилонским культом.
Но предание пророков учило изгнанников презирать идолов (Иер 10; Ис 44.9...; ср
Вар 6). Более того: один из пленных священников, Иезекииль, в величественных видениях
удостоился откровения о «мобильности» Бога, слава К-рого не замкнута в Храме (Иез
1) и Присутствие К-рого есть невидимое святилище для изгнанников (Иез 11.16).
2. Подготовка нового Израиля. - Слово Божие, присутствие
Божие - вот основа, на к-рой могло сложиться и развиваться новое богослужение,
не сосредоточенное на жертвоприношениях; это - синагогальное богослужение, заключавшееся
в том, что люди собирались слушать Бога (путем чтения и толкования свящ. текстов)
и обращаться к Нему в молитве. Так образовывалась духовная община бедных, полностью
устремленная к Богу и от Него одного ожидающая спасения. Священническое сословие
взяло на себя обязанность излагать этой общине свящ. историю и учить ее Закону;
эта работа привела к составлению т. наз. «священнического кодекса», представляющего
собой собрание в обновленной форме древних воспоминаний и правил, утверждавших
Израиля как святой народ и царство священников Ягве.
Этот обновленный Израиль не только не заразился идолопоклонством,
но стал глашатаем истинного Бога в языч. земле. Начиная понимать свое призвание
быть «светом для язычников» (Ис 42.6; 49.6), он устремлял свои взоры к эсхатологическому
чаянию вселенского царства Ягве (Ис 45.14).
3. Новый Исход. - Средоточием этого чаяния все еще был
Иерусалим, но для его осуществления сначала должно было кончиться П. Тогда Бог
обещал это Своему народу в Кн. Утешения (Ис 40-55), заранее описывающей чудо второго
исхода. Снова Ягве станет Пастырем Израиля. Он Сам придет за изгнанниками и как
пастух (Иез 34.11 слл) поведет их в овчарню (Ис 40.11; 52.12). Он очистит их от
всякой их скверны и даст им новое сердце (Иез 36.24-28); заключив с ними вечный
союз (Иез 37.26; Ис 55.3), Он осыпет их всеми благами (Ис 54.11 сл). Это будет
великой победой Бога (Ис 42.10-17); она затмит все чудеса исхода из Египта (Ис
35; 41.17-20; 43.16-21:49.7-10).
Действительно, в 538 г. был издан указ Кира. Ревностных Иудеев
охватил восторженный порыв; значительная группа добровольцев, «оставшихся» от
народа (Езд 1.4) возвратились в Иерусалим; они приобрели решающее влияние на организацию
иудейской общины и на ее духовную направленность. Среди немалых трудностей происходило
Воскресение народа (ср Иез 37.1-14); это было поразительное свидетельство верности
Божией, радостно воспетой перед лицом дивившихся народов (Пс125).
4. Пленение и НЗ. - Опыт смерти и воскресения, П. и торжественное
возвращение - все это имеет разностороннее отношение к центральной тайне замысла
Божия (ср Ис 53). Эти события остаются весьма поучительными для хр-н. Конечно,
теперь живой путь дает им свободный доступ к истинному святилищу (Евр 10.19; Ин
14.6); но иметь свободный доступ не значит быть у цели; в известном смысле, «водворяясь
в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор 5.6), т.е. находимся в изгнании. Будучи
в мире сем, но не от мира (Ин 17.16), хр-не должны беспрестанно помнить о святости
Божией, к-рая не может мириться со злом (1 Петр 1.15; 2.11 сл), и должны опираться
на Божию верность, к-рая, во Христе, приведет их в небесное отечество (ср Евр
11.16).
CL & AV
Ср. Вавилон 2,4 - земля ВЗ 3 г - испытание ВЗ I 2,3 - Исход
ВЗ 2- наказания - освобождение ВЗ I 2,3 - покаяние ВЗ III - путь I 2 - родина
ВЗ 2 - Храм ВЗ 2,3
|