ПОТОП
Lewis, Jack P. A Study of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian Literature. Leiden: Brill, 1978. 208 pp.
Образ потопа у катастрофистов: Немцов, 6.2001;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня. См. Библия.
ПОТОП БИБЛЕЙСКИЙ, грандиозная катастрофа, постигшая человечество
в незапамятные времена, о к-рой повествует Быт 6-7. Само евр. слово
маб? л, потоп, происходит от яв? л (струиться) и как
показывает Пс 29:10, означает не просто наводнение, а связано с
понятием "бездны" (Быт 1:2), водного массива, со всех сторон омывающего
сушу (см. ст. Космография библейская). В момент катастрофы, согласно
Быт 7:11, были сняты преграды между сушей и бездной.
Месопотамские предания о П. и библ. П. Открытый в 19 в. *Смитом
Дж. эпос о Гильгамеше содержит описание П., во многих деталях напоминающее
рассказ Кн.Бытия (впервые рус. пер. эпоса был сделан поэтом Гумилевым
Н. с франц. пер. *Дорма и издан в С.-Петербурге в 1911, а в 1961
вышел пер. *Дьяконова с оригин. яз.). Австр. геолог Эдуард Зюсс
(1831-1914), изучая эпос о Гильгамеше, пришел к выводу, что П. был
вызван землетрясением в Персидском заливе и охватил все Двуречье,
откуда легенды о нем пришли в Палестину (фрагмент эпоса найден в
палестинском г.Мегиддоне). В 1914 найден более древний, шумерский
вариант сказания. Раскопки *Вулли и др. археологов подтвердили,
что ок. 4-х тыс. лет до н.э. в Месопотамии действительно произошло
наводнение огромной силы, прервавшее на время развитие цивилизации.
Эту теорию "локального П. " приняли мн. библеисты (напр., *Вигуру),
ссылаясь на то, что выражение "покрыл всю землю" не обязательно
означает весь земной шар (ср.Исх 9:25; 10:15; 3 Цар 10:24). При
этом отмечали, что Ноев ковчег, имевший ок.150 м в длину, не мог
вместить сотни тысяч видов сухопутных животных. Утверждение франц.
путешественника Наварра, что он открыл на Арарате обломки ковчега,
не подтвердились. Радиоуглеродный анализ обломков датировал их эпохой
Средневековья.
Легенды народов о П. и проблема "всемирного П.". Воспоминания о
страшном наводнении не ограничиваются ближневосточным регионом.
Они есть у мн. народов — от Австралии до Америки. Существует гипотеза,
что ок. 4-х тыс. лет до н.э. из-за таяния ледников произошло резкое
повышение уровня мирового океана, что повлекло за собой ураганы,
цунами и гибельные наводнения во мн. частях света. Месопотамский
П. был лишь частью глобальной катастрофы.
Смысл библейского сказания о П. Языческие мифы о П. объясняют его
случайными причинами, прихотью или завистью богов. Совершенно иной
смысл имеет библ. повествование. Оно указывает на связь между миропорядком,
природой и нравственным состоянием человека. Оно не ставит перед
собой цель просто поведать о древнем стихийном бедствии. Боговдохновенный
писатель использует легенды о нем для раскрытия вероучительной истины.
Грехи нечестивых "исполинов" есть один из актов драмы богопротивления
(Адам, Каин, "исполины", строители башни). Библ. П. означал, что
мир из-за недостоинства человека, венца творения, как бы возвратился
в состояние первичного Хаоса. Спасение Ноя символизирует одну из
главных тем Писания — избрание праведников из среды нечестивых для
созидания будущего.
Беспечность людей перед библ. П. описана в Евангелии как *прообраз
состояния тех, кто не готов встретить праведный Суд Божий (Мф 24:37).
l *А в е р и н ц е в С.С., Ной, МНМ, т.2; *В в е д е н с к и й
Д., Библ. повествование о П. в его отношении к данным геологии и
преданиям народов, БВ, 1910, ? 4-5; *Г л а г о л е в С.С., Всемирный
П., БВ, 1898, ? 5; Г л о р и а н т о в Н.И., Шестоднев и П., ХЧ,
1883, т.II; *Б о г о р о д с к и й Я.А., Всемирный П., ПС, 1906,
т.I-II; Г о р б о в с к и й А., Загадки древнейшей истории, М.,
19712; К о н д р а т о в А., Великий П. Мифы и реальность,
Л., 1982; Л л о й д С., Археология Месопотамии, М., 1984; *Л о в
я г и н Е.И., Разбор суждений новейших естествоиспытателей о Ноевом
П. сравнительно с учением Слова Божия об этом предмете, ХЧ, 1861,
т.2, 1862, т.1-2; М а т в е е в К., С а з о н о в А., Земля Древнего
Двуречья, М., 1986; Т о п о р о в В.И., П., МНМ, т.2; *Ф р е з е
р Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М., 1985; L e w i s N.J.P., A Study
of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian
Literature, 1978; N e v e u L., Entrelacs bibliques sur le D№luge,
Р., 1981; MB, 1980, ? 15; ODCC, p.518; проч. библиогр. см. в ст.:
Археология библейская; Древний Восток; Клинопись и Библия; Пятикнижие;
Хаос.
|