ВИНОГРАДНИК
ВИНОГРАДНИК / ЛОЗА
Немногие сельскохозяйственные культуры так зависят от внимательного и искусного
труда ч-ка и от смены времен года, как В. Палестина, страна В-ов, научила Израиль
вкушать плоды земли, посвящать свои силы многообещающему делу, полагаясь однако
во всем на щедрость Божию. В то же время многоценный В. заключает в себе нечто
таинственное. Вся его ценность - в его плодах. Древесина его не имеет никакой
ценности (Иез 15.2-5), его бесплодные ветви годны только на сожжение (Ин 15.6),
но плоды его веселят «богов и людей» (Суд 9.13). Итак, в В. сокрыта глубокая тайна:
если он приносит радость сердцу ч-ка (Пс 103.15), то ч-к в свою очередь является
В-ком, плод к-рого приносит радость Богу.
1. Виноградник - радость человека. - Праведный Ной посадил В. на земле,
к-рую Бог обещал больше не проклинать (Быт 8.21; 9.20). Произрастание В-ков
на земле есть именно знак того, что благословение Божие не было
полностью уничтожено грехопадением Адама (Быт 5.29). Бог обещает и дарует
Своему народу землю, богатую В-ками (Числ 13.23 сл; Втор 8.8). Но те, кто
попирает бедных (Ам 5.11) или неверен Ягве (Соф 1.13), не будут пить вина
от своих В-ков (Втор 28.30,39), к-рые будут уничтожены саранчой (Иоил 1.7)
или зарастут терновником (Ис 7.23).
Весьма несправедлив царь, захватывающий В-ки своих подданных; в этом злоупотреблении,
предсказанном Самуилом (1 Цар 8.14 сл), оказывается виновным Ахав (3 Цар
21.1-16). Но в царствование благочестивого царя каждый живет в мире под своей виноградной лозой
и смоковницей (3 Цар 5.5; 1 Макк 14.12). Этот идеал осуществится в мессианские
времена (Мих 4.4; Зах 3.10); тогда В. будет давать плод свой (Ам 9.14;
Зах 8.12). Цветущий В. есть образ Премудрости (Сир 24.20) и плодовитой
жены праведника (Пс 127.3) и символизирует надежду брачущихся, воспевающих
в Песне Песней тайну любви (Песн 6.11; 7.13; 2.13,15; ср1.13).
2. Израиль, виноградник неверный Богу. - Жених и виноградарь, Бог Израилев
имеет Свой В. - это Его народ.
Согласно прор. Осии, Израиль - плодоносная лоза, благодарящая за свою плодовитость
других, а не Бога, своего Жениха по Завету (Ос 10.1; 3.1). По словам Исаии
Бог любит Свой В.; Он все сделал для него, но вместо плода праведного,
к-рого Он ожидал, В-к принес Ему кислый урожай кровопролития; и Он предаст
его разорителям (Ис 5.1-7). Согласно Иеремии, Израиль - избранная лоза,
но выродившаяся и ставшая бесплодной (2.21; 8.13); она будет вырвана и
истоптана (5.10; 12.10). Наконец, Иезекииль сравнивает и неверный своему
Богу Израиль (Иез 19.10-14; 15.6 слл) и царя, изменившего союзу, скрепленному
клятвой (17.5-19), с плодоносным, но затем засохшим и сожженным В-ком.
Настанет день, когда В. расцветет под неусыпным охранением Божиим (Ис 27.2
сл). Вот почему Израиль взывает к неизменной любви Божией: да спасет Он этот В.,
пересаженный Им из Египта в землю Его, к-рый Он вынужден был предать разорению
и огню, но к-рый отныне будет верен Ему (Пс 79.9-17). Но Израиль не сдержал своего
обещания. Повторяя слова Исаии, Иисус так передает историю избранного народа:
Бог не переставал ожидать плодов от Своего В.; но, вместо того, чтобы слушать
посланных Им пророков, виноградари их избили (Мк 12.1-5). В преизбытке Своей любви
Он посылает теперь Своего возлюбленного Сына (12.6); в ответ на это вожди народа
в довершении своей неверности убивают Сына, наследством к-рого является В. Поэтому
виновные будут наказаны, но смерть Сына откроет новую стадию Божественного замысла:
В., отданный верный виноградарям, наконец принесет плоды (12.7 слл; Мф 21.41 слл).
Кем же будут эти верные виноградари? Словесные уверения не имеют цены:
нужен деятельный труд, единственно приносящий плод (Мф 21.28-32). Для сбора
винограда Бог примет всех работников: будут ли они трудиться с утра, будут
ли наняты в последний час - все получат равное вознаграждение. Ибо призыв
к труду и предложенная плата - безвозмездные дары, а не право ч-ка: все
есть благодать (Мф 20.1-15).
3. Истинный виноградник, слава и радость Божия. - Иисус дает Богу то,
чего не смог Ему дать Израиль. Он - плодоносный В., Лоза истинная, достойная Своего
имени. Он - подлинный Израиль. Он насажден Своим Отцом, взращен и обрезан, чтобы
принести обильный плод (Ин 15.1 сл л; Мф 15.13). Он воистину приносит Свой плод,
отдавая Свою жизнь, проливая Кровь Свою, как высшее доказательство любви (Ин 15.9,13;
ср 10.10 сл, 17); и вино, плод В., становится в Таинстве Евхаристии таинственным
знамением этой Крови, пролитой для скрепления нового Союза-Завета, средством причащаться
любви Христовой и пребывать в Нем (Мф 26.27 слл п; Ин 6.56; 15.4,9 сл).
Он есть виноградная лоза, а мы ветви, как Он есть Тело, а мы члены Его. Истинный
В. - это Он, но также Его Церковь, члены к-рой находятся в общении с Ним. Без этого
общения мы ничего не можем сделать: только Иисус, Лоза истинная, может принести
плод во славу Виноградаря, т. е. Отца Своего. Без единения с Ним мы будем ветвями,
отрезанными от Лозы, лишенными сока, бесплодными, годными только на сожжение (Ин
15.4 слл). К этому единению призываются все люди любовью Отца и Сына; они призываются
действием благодати, ибо Иисус избирает тех, кто станет Его ветвями, Его учениками;
не они избирают Его (15.16). Через это единение ч-к становится ветвью истинной
Лозы. Оживотворенный любовью, соединяющей Иисуса с Отцом, он приносит плод во
славу Отца. Так он приобщается радости Сына, к-рая есть прославление Отца (15.8-11).
Такова тайна истинного В.: Христа и Церкви; она выражает плодотворный союз и радость
пребывающую, совершенную и вечную (ср 17.23).
MFL
ср. вино - плод - сбор винограда - Церковь II 2, V 2
|