Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭТНОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ, свидетельства Библии
о древних народах, их происхождении, генетических связях и
культуре. До открытия памятников *Древнего Востока ВЗ был почти
единственным (не считая Геродота) источником знаний о ближневост.
цивилизациях. С 1-й трети 19 в. эти знания были пополнены многочисл.
данными раскопок (см. ст. Археология). Но и после этого Библия остается
ценнейшим памятником, проливающим свет на историю и культуру народов
Египта, Месопотамии, Сирии, Ирана и др. стран.
Этнографич. таблица 10 гл. Кн. Бытия изображает послепотопное человечество
в виде е д и н о й с е м ь и, происходящей от
Ноя и его сыновей — Сима, Хама и Иафета. В 19 в. семитов, хамитов
и иафетидов рассматривали как три ветви белой расы, однако
в наст. время установлено, что в Библии речь идет о 3-х языковых
группах, сформировавшихся ок. 4000 до н.э. в обширном средиземноморском
регионе. Разделение этих групп произошло в то время, когда еще существовали
три племенных ветви, но благодаря миграциям, завоеваниям и метисации
тождество племенной и языковой принадлежности постепенно было утрачено.
Подавляющее большинство народов, говоривших на семитских,
хамитских и яфетических (иафетических) языках, образовало две большие
подрасы, средиземноморскую и кавказо-балканскую, находившиеся в
постоянном контакте и взаимодействии.
Попытки *Ренана и приверженцев расистских доктрин рассматривать
историю как противостояние двух «рас» — «арийской» (иафетической)
и «семитской» — и искать корни их религии и культуры в их врожденных
особенностях, не подтвердились наукой (см. ст. Расизм и Библия).
Против этой теории говорят внутриэтнический полиморфизм, неустойчивость
самих подрас, меняющих свой облик, рождающихся и исчезающих, разнообразие
религий в рамках одной языковой культуры. Ренан, например, считал,
что семитам, пришедшим из пустыни, исконно свойственен *монотеизм
(«пустыня монотеистична»); между тем хорошо известно, что религией
народов семитской языковой группы (аккадцев, халдеев, ассирийцев,
ханаано-финикийцев, арабов и др.), за исключением израильтян, первоначально
был *политеизм. В то же время у хамитов-египтян известна первая
в истории попытка ввести единобожие (см. ст. Амарнский период).
Перечень потомков Ноя в Быт 10 представляет собой лишь отправную
точку для раскрытия богословского учения о народах (см. ниже).
Еще блж.*Августин отмечал, что в Быт 10 говорится не столько об
отд. людях, сколько о «семидесяти двух отдельных народах» (О Граде
Божием, XVI, 3). Имена их *эпонимов в Быт в одних случаях отражают
древние этнич. названия, а в других — названия древних местностей
или ородов, давших наименования областям. Тщательное сопоставление
*ономастики Быт 10 с данными внебибл. памятников позволило ученым
установить, о каком народе идет речь в том или ином случае.
а) Сыны Сима: Элам (эламиты), Ассур (ассирийцы), Арфаскад (вероятно,
халдеи), Арам (арамеи), Уц (южнопалестинские арабы), Эвер (евреи;
см. ниже). Все эти народы говорили на семитских языках, за исключением
эламитов, язык к-рых принадлежал к особой группе, родственной дравидийским.
б) Сыны Хама: Хуш (эфиопы), Мицраим (египтяне), Ханаан — группа
народов, к к-рой отнесены Сидон (финикийцы), Иевусей (палестинские
хананеи), Аморрей (амориты). По языку потомки Ханаана были семитами.
в) Сыны Иафета, народы, говорившие на индоевропейских языках: Гомер
(киммерийцы), Мадай (мидяне), Иаван (ионийцы), Фувал (малоазийские
племена, родственные хеттам), Мешех (мески), Фирас (вероятно, эгейцы),
Аскеназ (скифы), Форгама (малоазийцы), Елиса (вероятно, критяне),
Фарсис (испанские племена), Киттим (киприоты), Донадим (родоссцы).
В таблицу вошли гл. обр. народы, к-рые играли ту или иную роль
в ветхозав. истории. Поэтому Быт 10 не следует рассматривать как
систему научной Э. Основная задача свящ. автора лежала в иной плоскости.
Как отмечал акад. *Тураев, «Библия сохранила единственный в своем
роде памятник, доказывающий, что еврейский народ опередил, может
быть, своих более культурных соседей, не только созрев до сознания
единства человечества, но и до его классификации по генеалогической
таблице». Генеалогия потомков Ноя составлена для того, чтобы показать
общее происхождение семьи народов. Эту мысль развил ап. Павел, говоря
об «одной крови», от к-рой Бог произвел человечество (Деян 17:26).
Судьбы народов входят в промыслительные замыслы Творца. В этих
судьбах принимают участие как светлые, так и темные силы (Дан 10-12).
Хотя язычники не познали полноты истины, в ВЗ предрекается то время,
когда почитание истинного Бога распространится среди в с е х народов
(см. ст. Универсализм и партикуляризм в Библии). Это пророчество
исполнилось в НЗ. Универсальность Евангелия символизируется «даром
языков», открывшимся в первую Пятидесятницу (Деян 2). Эту универсальность
торжественно провозглашает и ап.Павел, говоря, что во Христе нет
ни еллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа (Рим 10:12; Кол 3:11).
Э. палестинских племен и народов. В ВЗ неоднократно перечисляются
племена, жившие в древнем Ханаане (напр., Быт 15:19-21). Идентифицированы
они лишь частично. Большинство их принадлежало к семитоязычной группе
народов. Это аммореи (амориты), владевшие частью Палестины и создавшие
ряд государств в Месопотамии (Вавилон, Мари), ханаанеи, этнич. ветвь
финикийского народа (см. Угарит), кеннеи (кениты), пришедшие из
южных пустынь (см.Кенитская гипотеза). К индоевропейской языковой
группе принадлежали хеттеи (хетты), гл. центр к-рых находился в
М. Азии, хорреи (хурриты, см. ст. Нузийские тексты) и филистимляне,
родственные эгейцам и усвоившие после переселения в Ханаан местный
язык и культы. Остальные ханаанские племена пока не могут быть точно
отождествлены с известными по документам этнич. группами.
Эпонимом евреев считался Эвер (Эбер). Само слово евреи (ибръм)
означает пришельцев с другого берега реки (Евфрата? Иордана?) и
не было первоначально этнич. самоназванием. В ВЗ это слово обычно
вкладывается в уста иноплеменников. К потомкам Авраама принадлежало
5 племен: исмаильтяне, моавитяне, аммонитяне, мадианитяне и израильтяне
(«сыны Иакова», или «сыны Израиля»). Филологи считают, что символич.
имя Иакова-Израиля вначале переводилось как «да защитит Бог» или
«да правит Бог». В Быт 32:22-31 *этимология этого имени связана
с таинств. борьбой, открывшей Иакову путь в Св.Землю. Поскольку
Иаков пришел в Ханаан из области Арама, он назван в одном из древнейших
текстов *Пятикнижия «странствующим арамеянином» (Втор 26:5).
Эпонимами 12-ти *колен Израильских были сыновья Иакова. В Ханаане
колена разделились на две численно неравные группы: меньшую — иудеев
(колена Иуды и Вениамина) и большую — израильтян (*Ефрем, или Десятиколенная
группа). От Ефрема впоследствии отделился самарянский этнос. В *допленный
период израильтяне и иудеи постепенно смешивались с прочими жителями
страны, и процесс этот завершился поглощением едомитян, принявших
*иудейство в междузаветный период.
l А л е к с е е в В.П., Человек. Эволюция и таксономия, М.,
1985; Б е л я е в А., Совр. состояние вопроса о значении расовых
особенностей Семитов, Хамитов и Иафетитов в деле религ. развития
этих трех групп народов, ПрТСО, 1881, т.27; *Б о г о р о д с к и
й Я.А., Начальные черты истории рода человеч. после потопа,
ПС, 1906, № 6, 7/8; Б о г о с л о в с к а я И.В., Одежда оседлых
народов Ханаана по древнеегип. изображениям ХVI-ХII вв. до н.э.,
ВДИ, 1980, № 3; е е ж е, Одежда в этногенезе Ханаана во II
тыс. до н.э., в кн.: Древневост. культура и вопросы ее преподавания
на историч. фак-те, Даугавпилс, 1985; е е ж е, Одежда кочевых
и мигрирующих народов Ханаана по древнеегип. изображениям XIV-XII
вв. до н.э., ВДИ, 1988, № 1; *B е л л ь г а у з е н Ю., Этнография
древней Палестины, пер. с нем., ОПЕК, с.8-10; *В и г у р у
Ф., Руководство..., пер. с франц., М., 19162, т.1, с.548; Г а м
к р е л и д з е Т.Б., И в а н о в В.В., Индоевропейский
язык и индоевропейцы, Тбилиси, 1984, т.1-2; *Д ь я к о н о в
И.М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; История Древнего Востока,
под ред. И.М.Дьяконова, М., 1983, ч.1; *Н ё л ь д е к е Т.,
Семитические языки и народы, М., 1903; П ь е р р о н Ж., *Г
р е л о П., Народы языческие, СББ; *Р а г о з и н а
З.А., История Халдеи, СПб., 1902; Р е н а н Э., Участие семитич.
народов в истории цивилизации, в его Собр. соч., К., 1902, т.6;
Т у р а е в Б.А., История Древнего Востока, Л., 1936, т.1;
*Я х о н т о в И.П., Изложение и историко-критич. разбор мнения
Ренана о происхождении евр. единобожия, М., 1884; иностр. библиогр.
см. в коммент. на Быт Э.Спейсера (1902-65), вышедшем в *серии «The
Anchor Bible» (S p e i s e r E.A. (ed.), Genesis, Garden City
(N.Y.), 1964), a также в РСВ, р.96-114, в коммент. на Быт *Ваутера,
*Властова, *Гункеля, *Дильмана, *Покровского А., *Прокша, *Рана
и др. и в ст.Пятикнижие.
|