ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ИСТОЧНИКОВ ПЯТИКНИЖИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЧЕТЫРЕХ ИСТОЧНИКОВ ПЯТИКНИЖИЯ
ТЕОРИЯ, теория, согласно к-рой в основе *Пятикнижия лежат 4 основных
*источника, или традиции. Эта теория разрабатывалась гл. обр. в
3-х вариантах. 1-й ведет свое происхождение от гипотезы *Астрюка
(18 в.) и сводится к тому, что Моисей при написании Пятикнижия пользовался
неск. древними документами. 2-й вариант получил название классической
*документарной теории происхождения Пятикнижия. Она была разработана
в 19 в. *Графом, *Велльхаузеном и рядом др. библеистов. Согласно
документарной теории, Пятикнижие сформировалось в *Плена период
на основе 4-х цельных повествований: а) *Яхвиста (усл. обозн. Я,
лат. J), б) *Элохиста (усл. обозн. Э, лат.Е), в) Второзаконнического
кодекса (усл. обозн. В, лат. D) и г) *Священнического кодекса (усл.
обозн. С, лат. Р). Первые три были написаны в *допленный период,
а Священнический кодекс — в период Плена. 3-й вариант теории рассматривает
4 источника не столько как документы, сколько как *устные традиции
(гипотеза, принятая в *скандинавской библеистике). Наибольшим признанием
в наст. время пользуется 2-й вариант теории. Однако данные *археологии
и результаты изучения *Древнего Востока внесли в него ряд существ.
дополнений. В частн., многие экзегеты считают, что ядро Пятикнижия
древнее письменной фиксации 4-х источников и восходит к Моисею.
l См. ст. Пятикнижие.
|