МАНДЕИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАНДЕИ ( от арам. манда, знание), гностическая секта в совр. Ираке
численностью ок. 1 тыс. человек. Первые сведения о ней восходят
к 8 в. н.э. Более подробно Европа познакомилась в М. во 2-й пол.
19 в. В 1915 и 1925 были впервые опубликованы переводы мандейских
писаний, а затем, в 50-60-х годах к ним прибавились новые публикации.
Эти тексты написаны на одном из диалектов *арамейского языка; рукописи
не старше 16 в., но сами писания возникли, видимо, на много веков
раньше (6-7 вв.). По учению М., высшее Божество «Великая Жизнь»
эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации
является Иордан). Этими существами являлись библ. праотцы и *пророки.
Последним среди эонов был Иоанн, сын Захарии (Яхья бар Зкария).
Иисуса Христа и Магомета М. считают лжепророками. М., подобно ессеям
*Кумрана, практикуют регулярные свящ. омовения и ритуальные трапезы.
По мнению мн. ученых, религия М. могла возникнуть из слияния гностич.
сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся
в Двуречье из Иудеи (намек на такие группы усматривают в Деян 18:24-19:7).
*Бультман и *Риценштейн пытались доказать, что в лит-ре М. содержится
гностич. дохрист. миф о Спасителе, повлиявший на богословие Ев.
от Иоанна. Однако их оппоненты (*Лицман, *Гогэль и др.) утверждали,
что в эпоху возникновения христианства М. скорее всего не существовали.
Дальнейшие публикации мандейских текстов подтвердили древнее, но
не дохристианское происхождение М.
l *Б о л о т о вВ.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб., 1910,
т.2, с.230-35; *D o d dC., The Interpretation of the Fourth Gospel,
Camb., 1953; D r o w e rE.S. (trad., ed.), The Canonical Prayerbook
of Mandeans, Leiden, 1959; R u d a lF.K., Die Mandaer, 1960-61,bd.1-2;
id., Mandaeism, 1978.
|