БИБЛЕЙСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПРОТИВОРЕЧИЯ БИБЛЕЙСКИЕ, изречения и *нарративные части Библии, к-рые
находятся в противоречии с другими ее речениями и повествованиями.
П. в Библии были замечены уже иудейскими экзегетами *междузаветного периода
(см. ст. Герменевтика). Среди христ. писателей одним из первых библ. П. отметил
*Юлий Африкан (2 в.), к-рый, в частн., пытался объяснить расхождение в *родословиях
Иисуса Христа. В 4 в. блж.*Августин посвятил целый труд проблеме библ. П. («О
согласии евангелистов»). В дальнейшем экзегеты многократно обращались к этому
вопросу. *Отрицательная критика использовала их как доказательство историч. недостоверности
и внутренней несостоятельности Библии.
Есть две категории П. Одна касается гл. обр. изложения событий, другая — изложения
учения. Примером противоречий первой категории может служить рассказ об установлении
*монархии (ср. 1 Цар 9-10 и 11), а второй категории — постановление Втор 12:5
и практика, описанная в Ис Нав 8:30 и в др. *Исторических книгах (П., связанное
с началом монархии, объясняется двумя традициями, к-рые объединил автор 1 Цар,
чтобы подчеркнуть два аспекта религ. оценки царской власти, а П. в отношении жертв
обусловлено развитием культового законодательства ВЗ).
В целом библ. П. объясняются тем, что Библия отражает не статическую картину
религии, а дает ее в становлении. Божественное *Откровение содержало много аспектов,
к-рые выявились лишь постепенно. Кроме того, играли роль различные тенденции (см.
ст. «Истории тенденций» метод), свойств. мудрецам, *пророкам и духовенству. Нек-рые
П. возникают из-за пробелов в *источниках, к-рыми пользовались свящ.писатели,
и из-за разнообразного характера этих источников. Но в главном Библию отличает
существенное единство (см. ст. Единство Библии).
Есть также мнимые П., на к-рые обычно указывает отрицательная
критика. Характерные их образцы приведены в книге польск. журналиста Анджея Немоевского
«Бог Иисус» (рус. пер.: Пг., 1920, с.23 сл.). Большинство из них объясняется
либо вырыванием фраз из контекста, либо игнорированием многогранности Библии,
либо непониманием смысла текста. Так, усматривают П. в словах «Блаженны миротворцы»
(Мф 5:9) и «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34). В первом случае верным
дается заповедь мира, а во втором — предсказываются разделения среди людей, к-рые
вызовет Евангелие, явленное людям. Наличие П. в Евангелиях есть косвенное доказательство
их достоверности (см. ст. Евангелия).
l Безе Г., Достоверность наших Евангелий, М., 1899; прот.*Б у т к
е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872; прот. М е н
ь А. Сын Человеческий, Брюссель, 1983 (там же приведена иностр. библиогр.);
Ясинецкий Г.И., Апологетика Библии, 1937 (б. м.).
См. о П. в Евангелии Кротов, 2006. |