КВЕЛЛЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
КВЕЛЛЕ (условное обозначение Q, от нем. Quelle — источник), гипотетич. письменный
*источник, общий для Мф и Лк, но не имеющий параллелей в Мк. В новозав. науке
Q иногда называют *Логиями, «Источником речей (или речений)». Первый намек на
существование такого источника мн. экзегеты видят в свидетельстве *Папия (2 в.),
хотя возможно, что иерапольский епископ имел в виду просто оригинал Мф на евр.
(или арам.) языке. Указание Папия и общность ряда мест в Мф и Лк побудили *Айххорна
И. (1794) и *Шлейермахера (1832) обратиться к поискам «Источника речей». В дальнейшем
гипотеза о Q развивалась параллельно с гипотезой о хронологич. приоритете Мк (*Лахманн,
1835). Поскольку в Мф, кроме текста, общего с Мк, есть множество речей Спасителя,
в Мк отсутствующих, *Вайссе (1838) пришел к заключению, что именно ев. Матфей
имел в распоряжении особый досиноптич. документ, «Источник речей». Впоследствии
этот источник был обозначен аббревиатурой Q. Гипотеза о Q явилась составной частью
*двух источников теории, разработанной в 1863 *Хольцманном Г.Ю.
Мнения экзегетов о природе Q вскоре разделились. Те, кто поддерживают гипотезу,
в целом согласны в след. его характеристиках: 1) Q представлен в основном, если
не целиком, текстами, общими для Мф и Лк, но отсутствующими в Мк; 2) Q содержал
незначительные *нарративные части и не включал рассказа о Страстях; 3) Q состоял
гл. обр. из кратких изречений Господа, аналогичных речениям *Нагорной проповеди;
4) первонач. структура Q в Лк сохранена лучше, чем в Мф. Образец варианта реконструкции
Q дан у *Ревилля (см. также S c h u l z S., Die Spuchquelle der Evangelisten,
Z., 1972).
Относительно лит. жанра Q также высказываются различ. предположения. Он характеризуется
как сборник бесед и проповедей Христа Спасителя, отличный по форме от апостольской
*керигмы. По мнению *Робинсона Джеймса, Q был подобен апокрифич. Ев. Фомы (см.
ст.: Апокрифы; Гностич. писания; Наг-Хаммадийские рукописи). Q также сравнивают
с пророч. речениями, *мудрецов писаниями, иудейской *агадой, Кн.Авот (см. ст.
Талмуд); иными словами, источник рассматривается в рамках ветхозав. и иудейской
традиции. Вопросы объема Q в его первонач. виде, использования его ев.Марком и
отношения Q к другим досиноптич. источникам остаются до сих пор невыясненными.
Нек-рые экзегеты вообще отрицают за Q лит. единство; по их мнению, за Q стоят
неск. текстов (*Баррет). *Стриттер относит Q к 50-м гг. и связывает его с Антиохийской
Церковью. Другие авторы датируют его более ранним временем (40-е гг.). Нет единства
среди исследователей и относительно среды, в к-рой мог возникнуть Q. Одни связывают
его с палестинскими общинами, другие — с общинами *диаспоры, третьи — с деятельностью
странствующих миссионеров. Есть защитники мнения, что Q был написан на арам. яз.,
но после открытий в *Кумране многие склоняются в пользу евр. оригинала. Стриттер
считает, что он был написан на греч. языке.
Ряд экзегетов вообще отрицают существование Q. Они доказывают, что Логии, о
к-рых говорил Папий, не что иное, как первонач. версия Мф. *Иеремиас и др. объясняют
параллели в Мф и Лк влиянием *устной традиции, а *Муретов привлекает с этой целью
*взаимозависимости теорию. И, наконец, в рамках гипотезы *Протоевангелия теории
развивается концепция о едином письменном источнике для всех 3 синоптиков (см.
ст. Синоптич. проблема).
l *А н д р е е в И., Евангелия, НЭС, т.17; *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Лекции
по Свящ. Писанию НЗ, СПб., 1892; *Ж е б е л е в С.А., Евангелия канонич. и апокрифич.,
Пг., 1919; *М и х а и л (Лузин), О Евангелиях и еванг. истории, М., 18702; М о
л ч а н о в Н.Н. (еп.Никанор), Сходство Евангелий от Матфея, Марка и Луки в отношении
происхождения их из устного апостольского предания, ХЧ, 1879, № 5/6; М у р е т
о в М.Д., К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптич. евангелий,
ПТО, 1881, т.27; е г о ж е, Экзегеты- филологи и Шлейермахер, БВ, 1892, № 8; е
г о ж е, Гегельянство, Новая ортодоксия и предшественники Страусса, БВ, 1892,
№ 9; *Т р о и ц к и й Н.И., О происхождении первых трех канонич. Евангелий, Кострома,
1878; *B a r r e t C.K., Q-A Reexamination, «Expository Times», 1942-43, № 54;
B r a d b y E.L., In Depence of Q, ibid., 1956-57, № 68; E d w a r d s R.A., A
Concordance to Q, Missoula (Mont.), 1973; i d., A Theology of Q, Phil., 1975;
*L i g h t f o o t R., History and Interpretation in the Gospels, N.Y., 1935;
*K u m m e l W., Einleitung in das Neue Testament, Heidelberg, 1965 (англ. пер.:
Introduction to the New Testament, Nashville, 1966); RFIB, v.2; *T a y l o r V.,
The Elusive Q, «Expository Times», 1934-35, № 46.
|