CИHAГОГА
См. иудаизм.
Levine L. The Ancient Synagogue. The First Thousand Years. New Haven: Yale University Press, 2005. 2nd ed. 815 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня CИHAГОГА (греч. sunagwg»,
собрание, евр. бет-хакнйссет), молитвенный дом в *иудействе и *иудаизме. Слово
С. также употребляется как синоним иудаистской религ. общины.
Происхождение синагог. Согласно *Иосифу Флавию, обычай собираться по субботам
для чтения Закона был введен еще Моисеем (Против Апиона, II,17). Однако в действительности
начало его не прослеживается ранее *Плена периода. В это время ветхозав. Церковь
лишилась возможности совершать *богослужение в Храме; между тем со дней царя Иосии,
с 621 до н.э., Храм был единств. местом, где позволялось приносить жертвы. В результате
в среде изгнанников сложился иной вид богослужения, состоявший из чтения Библии
и общих молитв. Такие молитвенные субботние собрания происходили, по-видимому,
в частных домах; позднее для них стали строиться спец. здания. Во *Второго Храма
период, несмотря на восстановление жертвоприношений, обычай молиться и читать
Писание вне Храма сохранился. Так возникли «дома собрания», или, по-гречески,
синагоги. Они сооружались не только в *Палестине, но и в *диаспоре, где почти
каждая иудейская община имела собств. молитв. дом. Нек-рые из них отличались обширными
размерами и роскошным убранством (напр., в Александрии, Риме, Коринфе и др.) и
служили религ.-обществ. центрами иудейства. В 1 в. н.э. в одном Иерусалиме было
ок.460 С. После разрушения Второго Храма в 70 С. стали единств. местом молитвы
для последователей иудаизма.
Архитектура и внутреннее убранство. Как свидетельствуют развалины С. эллинистич.
времени, они строились по образцу римских базилик. Большие С., такие, напр., как
в Капернауме, имели внутренние колоннады, делившие здание на неск. частей. Иногда
в них сооружались и хоры (вероятно, для женщин, хотя вначале мужчины и женщины
молились вместе). Пол нередко украшался мозаикой, стены — фресками и лепниной
(это были орнаменты, *символы, сцены из свящ. истории). До сих пор не установлено,
когда появились такие художественно отделанные С., и не найдены причины
допущения в них *изобразительного искусства. *Археология свидетельствует, что
такие здания существовали уже в 4-3 вв. до н.э. У той стены, к-рая обращена в
сторону Иерусалима, находился ковчег для *свитка *Пятикнижия и возвышение, предназначенное
для чтеца и проповедника (род амвона). Народ сидел на скамьях или циновках, поднимаясь
лишь в особо торжественные моменты службы. Старейшины и *книжники сидели лицом
к молящимся.
Синагогальное богослужение совершалось по субботам и др. праздничным дням.
Его чинопоследование начиналось возгласом «Благословен Бог». Ведущий читал нараспев
молитвенные прошения и славословия, на к-рые народ отвечал: «Аминь». Далее шло
чтение Слова Божьего и молитвословия, завершавшиеся словами: «Свят, свят, свят
Господь Саваоф...», к-рые произносил весь народ. Кончалась служба проповедью местного
раввина, либо любого заезжего человека, имеющего права учителя. Это чинопоследование
складывалось веками и приняло более законченный характер в первые столетия н.э.
Историч. значение С. для христ. Церкви. Сам Господь Иисус часто проповедовал
в синагогах (см., напр., Мф 4:23; 9:35; Мк 1:39; Лк 4:44). Его примеру следовали
и первые благовестники Христовы. Для св. ап.Павла и его спутников С., рассеянные
по городам диаспоры, были местом, где они начинали проповедовать Благую Весть
(см., напр., Деян 13:5,14). Изучение древних пластов синагогального богослужения
показало, что оно являлось генетическим прообразом для церк. чинопоследований
(чтение Псалтири, общая молитва, ектении, проповедь и т.д.). Как явствует из Иак
2:2, иерусалимские христиане называли дома своих молитвенных собраний «синагогами».
l *В и г у р у Ф., Синагоги во времена Иисуса Христа и Апостолов, в кн.:
А.П.*Лопухин. Библейская история, НЗ, СПб., 1895; *Б е р н ф е л ь д С.,
С., ЕЭ, т.14; *Г е й к и К., Жизнь и учение Христа, М., 1893, вып.1; Д м
и т р и е в с к и й А.А., Древнеиудейская С. и ее богослужебные формы
в отношении к древнехрист. храму и его богослужебным формам, ПС, 1893, т.1-2;
З е з ю л и н с к и й Н. Еврейская С. и ее функции, ЖМНП, 1877, № 1; Н и к и т
и н А., С. иудейские как места обществ. богослужения, К., 1891; П я т н
и ц к и й И., Состояние богослужения у иудеев перед Рождеством Христовым,
ХЧ, 1878, № 3; С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета,
Брюссель, 1983; *Т р о и ц к и й И.Г., Библейская Археология, СПб., 1913;
иностр. библиогр. см. в кн.: *S с h u r е r Е., Geschichte des judischen
Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Hildesheim, 1964, Bd.1-3 (англ. пер.: The History
of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, Jerusalem, 1970, v.2, p.199-200);
см. также ст.Второго Храма период.
|