СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЯТИКНИЖИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЯТИКНИЖИИ, условное обозначение разделов
*Пятикнижия, тесно
связанных c богослужебной практикой и религ.и обычаями. Впервые
С.т. была выделена в 1798 нем. протестантским библеистом *Ильгеном.
В 19 в. голл. ученый *Куэнен дал ей название «Священнический кодекс»
(Priesterkodex; усл. обозначение С, лат.Р). Согласно классической
*документарной теории С.т. является самой поздней частью Пятикнижия,
сложившейся либо в конце *Плена периода, либо в начале *Второго
Храма периода. Однако совр. библеистика признает допленное происхождение
мн. элементов С.т. Есть основания считать, что они коренятся в древнем
Моисеевом *Предании.
С.т. имеет ряд особенностей, к-рые отличают ее от др. разделов
Пятикнижия. Тексты, входящие в эту традицию, написаны строгим, торжественным
стилем, лишенным эпической красочности *Яхвиста и *Элохиста и профетич.
пафоса Второзакония. С.т. изобилует *родословиями, длинными перечнями
кланов, городов, местностей. Основной ее корпус составляют обрядовые
уставы. Законодательные и нарративные части подчинены идеям *Завета,
*богослужения и *святости. Как отмечает *Харрингтон, если во Второзаконии
открывается Божественное снисхождение к немощным людям, то в С.т.
звучит призыв, обращенный к человеку, — быть достойным святости
Сущего. Традиция «священнического кодекса» хранилась и передавалась,
по всей вероятности, духовенством Иерусалима. В ней господствует
идея *теократии. Народ Божий изображается как Община (евр. эдЈ),
руководимая священниками. Эта церковная окраска С.т. роднит ее с
писаниями *Хрониста. Существют два взгляда на реконструкцию С.т.
Одна авторы рассматривают ее как самостоятельный свящ. текст, позднее
включенный в Тору (см. таблицу), а другие полагают, что она принадлежит
последнему редактору Пятикнижия и никогда не существовало в виде
отд. документа. Первое мнение является наиболее распространенным.
Тексты, предположительно относимые к С.т.:
Быт 1; 2:1-4а; 5:1-28; 6:9-22; 7:6,11,13-16а,18-21; 8:1-2а,3б-5,13а,14-19;
9:1-17,28-29; 10:1-7,22-23,31-32; 11:10-27,31-32; 12:4б-5; 13:6,11б-12а;
16:1а,3,15-16; 17; 19:29; 21:1б,2б-5; 23; 25:7-11а,12-17,19-20,26б;
26:34-35; 27:46; 28:1-9; 29:24,29; 31:18б; 33:18а; 34:1-2а,4,6,8-10,13-18,20-24,27-29;
35:9-13,15,22б-29; 36 (Р+J); 36:1-2а; 46:5б-27; 47:7-11,27б-28;
48:3-7; 49:1а,28б-33; 50:12-13.
Исх 1:1-5,7,13-14; 2:23б-25; 6:2-30; 7:1-13,19-20а,21б-22; 8:1-3,11б-15;
9:8-12; 11:9-10; 12:1-20,28,37а,40-51; 13:1-2,20; 14:1-4,8-9,15-18,21а,21б-23,26-27а,28-29;
16:1-3,6-14,16-18,22-28,31-36; 17:1а; 19:1-2а; 24:15б-28а; 25-30;
31:1-18а; 34:29-35; 35:40.
Левит целиком.
Числ 1-9; 10:1-28; 13:1-17а,21,25-26а,32а; 14:1-2,5-7,10,26-30,34-38;
15; 16:1а,2б-11,16-24,27а,32б,35-50; 17-19; 20:1а,3б-4,6-13,22-29;
21:4а,10-11; 22:1; 25:6-18; 26; 27-31; 32:19,28-33; 33-36.
Втор 4:41-43; 32:48-52; 34:1а,3-9.
С.т. начинается величественной картиной *Шестоднева, к-рая завершается
заповедью о субботе. Генеалогические схемы связуют 3 этапа Завета:
Заветы с Ноем, с Авраамом и с Моисеем. Причем Бог в первом Завете
именуется Элохим, во втором — Эль Шаддай, а в третьем — Яхве (см.
ст. Имена Божьи). Если в Быт, исх, Числ и Втор С.т. включена в виде
вкраплений, то Лев целиком принадлежит этой традиции. Следует отметить,
что С.т. менее других традиций Пятикнижия свойственны *антропоморфизмы.
Она постоянно подчеркивает святость и непостижимое величие Божества.
l См. в ст.Пятикнижие.
|