ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, религиозные группы, известные
из книг ВЗ и НЗ. Для общего обозначения подобных групп в ВЗ
нет спец. термина. В НЗ они называются aѓ·esij — толк, мнение (Деян
24:5), хотя в нек-рых случаях это слово обозначает заблуждение.
*Иосиф Флавий, приноравливаясь к своим греко-римским читателям,
отождествляет иудейские Т. и С. с филос. школами (Арх. XVIII,1,2).
*Допленный период знает лишь одну израильскую «общину в общине»:
рехавитов, или Бет-Рехав (Дом Рехава), названных так по имени своего
родоначальника. Рехавиты отрицательно относились к оседлой цивилизации,
считая ее языческой, вели кочевой образ жизни, не употребляли вина
и хлеба (Иер 35). Авторитетный вождь рехавитов Иоанадав содействовал
свержению династии Омри (Амврия), к-рая покровительствовала *двоеверию
(4 Цар 10:15-28). Прор.Иеремия ставил в пример иудеям верность рехавитов
своим обетам. Как явствует из 1 Пар 2:55, в число сектантов входили
кениты. Члены общины Бет-Рехава существовали и во *Второго Храма
период (Неем 3:14). Последнее упоминание о них относится к 62 н.э.
Согласно *Евсевию, один из рехавитов вступился за ап.Иакова, Брата
Господня, когда его приговорили к смерти (Церк.Ист.II,23).
Самарянский раскол (см. ст. Самарянское Пятикнижие).
Большая часть Т. и С. возникла в *междузаветный период и в новозав.
время. Многие из них ведут свое происхождение от группировки *«хасидов»,
благочестивых, к-рые в нач. 2 в. до н.э. воспротивились эллинистич.
влияниям и примкнули к Маккавейскому восстанию (1 Макк 2:42 говорит
о «синагоге ассидеев»; син. пер.: «множество Иудеев»).
Фарисейское
течение
Саддукеи.
Зелоты, или зилоты, евр. канаъм (ревнители), экстремистская
религ. -политич. мессианская партия, к-рая вела вооруженную борьбу
с языческим игом. Сложилась в кон. 1 в. до н.э. Из среды зелотов,
возможно, вышел *апокриф «Вознесение Моисея». Римляне называли зелотских
террористов «сикариями» («кинжальщиками»). Большинство зелотов нашло
свою гибель в ходе двух восстаний против Рима: в 66-70 и в 132-135.
Один из Двенадцати апостолов, Симон, прежде принадлежал к этой партии
(Мф 10:4; Мк 3:18; Деян 1:13).
Ессейство (от арам. хасбйя, благочестивые) носило типично сектантский
характер, поскольку *ессеи считали, что, кроме них, вся ветхозав.
Церковь сбилась с пути и отошла от Закона Божьего. По этой причине
ессеи держались собств. религ. календаря и не участвовали в храмовом
богослужении. Зародившись во 2 в. до н.э., в среде хасидов, ессейство
разделилось на неск. направлений (напр., одно сделало обязательным
безбрачие, другое сохранило семьи). Большинство из них с кон. 2
в. до н.э. жило в поселках по берегам Мертвого моря; нек-рые эмигрировали
в Египет (см. ст. Терапевты). Об учении и истории секты см.ст. Кумранские
тексты. В Библии ессеи не упоминаются.
Иродиане (Мф 22:16; Мк 3:6; 12:13), политич. партия сторонников
Ирода Великого и его династии. Иродиан отличало верноподданич. отношение
к римскому режиму. Партия исчезла в кон. 1 в. н.э. после смерти
последних членов семьи Иродов.
«Крещальные» течения, общее условное название для группировок,
к-рые считали омовение (евр. твилб, греч. bЈptisma) важным обрядом,
связанным с ритуальной и нравственной чистотой. И.Флавий в юности
был учеником одного из последователей этих течений, Бана (Автобиография,
II, § 10-12, ТКБ вып.1). Община «постоянно омывающихся» (греч. «эмеробаптистов»)
совершала омовения неск. раз в день (таков был и обычай ессеев).
К этим направлениям была близка и община Иоанна Крестителя. Часть
его учеников впоследствии примкнула к христианам (Деян 19:1-7),
а часть осталась вне Церкви. Потомками их, слившимися с гностич.
сектами, являются в наст. время *мандеи (Ирак). Свящ.омовение, к-рое
совершал Иоанн, в греч. тексте Евангелий названо «bЈptisma». Рус.
пер. обычно передает это слово как «крещение». О причине такого
перевода см. ст. Таинства и Библия.
Христианские течения. Само христианство рассматривалось современниками
апостолов как одно из направлений иудейства (Деян 24:5; см. ст.
Назарянин). Но и внутри христианства уже в 1 в. зародилось неск.
направлений.
а) Иудействующие, т.е. евреи-христиане, к-рые продолжали строго
придерживаться обрядов Закона (Деян 21:20). Их возглавлял ап.Иаков,
Брат Господень. В кон. 1 в. это направление распалось на ряд сект
*иудео-христиан.
б) Секта Николаитов, к-рая, по-видимому, тождественна с последователями
Валаама и Иезавели (Откр 2:14-15, 20). Характер этих сект неясен.
в) Раннегностич. группировки, намеки на к-рые содержатся в апостольских
посланиях (напр., 2 Петр).
Существовало еще неск. иудейских и христианских Т.и С., к-рые перечислены
у свт.*Епифания Кипрского. Но, кроме названий, о них почти ничего
достоверного не известно.
l Свящ.А р с е н ь е в И.В., О саддукеях, ЧОЛДП, 1911, кн.
1-3; Б е р н ф е л ь д С., Хасидеи, ЕЭ, т.15; прот.Б у т к
е в и ч Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни
Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1887; *И в а н и ц к и й
В.Ф., К вопросу о рехавитах, Труды КДА, 1912, № 5; И о с т
И., Религиозные секты евреев, М., 1864; е г о ж е, История
иудейства и его сект от 536 г. до Р.Х. до 2-й пол. 19 в., К., 1890;
К а ц е н е л ь с о н Л., Фарисеи и саддукеи, «Восход», 1897,
№ 12; 1898, № 8-12; е г о ж е, Фарисеи и саддукеи, ЕЭ, т.15;
е г о ж е, Саддукеи, ЭСБЕ, т.28а; К е л л е р К., Зелоты,
ЕЭ, т.7; *К у л ь м а н О., Многообразные течения внутри первой
церк. общины, «Символ», 1983, № 9; Н и к о л а е в (Данзас) Ю.,
В поисках за Божеством, СПб., 1913; П и г у л е в с к а я
Н.В., Из истории социальных и религ. движений в Палестине в Рим.
эпоху, в ее кн.: Ближний Восток, Византия, Славяне, М., 1976; *П
о с н о в М.Э., Иудейство, К., 1906; С к а р д а н и ц к и
й Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религ. жизни
иудейства перед явлением Христа, К., 1905; [*Э д е р ш е й м
А.], Приготовление к Евангелию: Иудейский мир во дни Иисуса Христа,
ХЧ, 1885, ч.I, II; *C a z e l l e s H., Naissance de l’Eglise,
secte juive rejet№e? P., 1968; N e u s n e r J., The Pharisees,
Hoboken (N.Y.), 1985; *S c h u r e r E., Geschichte des judischen
Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Lpz., 1911 (англ. пер.: A History
of Jewish People in the Time of Jesus Christ, N.Y., 1967, v.2);
см. также ст.Второго Храма период.
|