Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ И БИБЛИЯ. Информация, передаваемая устно, естественным образом
богаче той, что передается письменно. Устная речь сопровождается гаммой интонационных
оттенков, к-рые ускользают от читателя книги. Кроме того, непосредственное общение
людей связано с силой духовного воздействия, к-рая в какой-то мере притупляется
при общении через записанное слово. Быть может, это и было одной из причин длительности
дописьменного, устно-традиционного периода литературы. В религ. сфере немалую
роль играли и мотивы эсотеризма, стремления сохранить те или иные доктрины в тайне
от непосвященных.
Установлено, что мн. произведения мировой религиозной и светской лит-ры (*мифы,
эпос) возникали первоначально в устной форме и передавались без записи от поколения
к поколению. Создателями и хранителями этой дописьменной традиции были жрецы и
народные поэты (риши в Индии, рапсоды и аэды в Греции). Тренированная память позволяла
им запоминать наизусть обширнейшие тексты, к-рые они могли произносить в течение
мн. дней. Т.о., У.т. была способна с определ. долей точности проносить через века
религ. и поэтич. наследие народа.
На роль У.т. в предыстории Библии впервые обратили внимание писатели 18 в.
(*Гердер, *Лессинг). В 19 и 20 вв. их идеи были развиты экзегетами *ритуально-историч.
школы, особенно представителями *скандинавской библеистики (*Педерсен, *Мовинкель
и др.). Несмотря на нек-рые крайности этой школы, недооценивавшей значение письменных
памятников, основной ее тезис о хронологич. примате У.т. обоснован весьма убедительно.
Он подтверждается и самим содержанием Свящ.Писания. На протяжении всей библ.
истории *передача Слова Божьего и преданий нарративного характера осуществлялась
не только письменно, но и устно. У.т. была важной формой сохранения Свящ. *Предания
ветхозав. и новозав. Церкви.
У.т. в Ветхом Завете. В период *патриархов, от Авраама до Моисея, богооткров.
религия не знала письменных свящ. памятников. Все, что было открыто Богом о Творении,
избрании, *Завете и Обетовании, передавалось из уст в уста, от поколения к поколению.
Это созидало живую преемственность веры и вероучения, когда израильтяне еще не
владели письменностью.
Первые записи религ.-историч. характера относятся к эпохе Моисея, но и тогда
огромную роль продолжала играть У.т. Хотя раввинистич. легенда, по к-рой Моисей,
кроме писаного Закона, преподал верующим обширный свод «устной Торы», является
легендарным преувеличением, несомненно, что мн. аспекты его учения существовали
в виде У.т., пока не были зафиксированы в *Пятикнижии.
Грамотность широко распространилась у иудеев лишь во *Второго Храма период;
в *допленный период народ нуждался гл. обр. в устном наставлении. Обряды *праздников,
повседневные обычаи, ритуалы и *богослужение содержали в себе учение веры. Напр.,
заветы Моисеевы повторялись перед народным собранием у гор Гевал и Гаризим в торжественный
день возобновления Завета (см.Втор 27:9 сл.). У.т. передавалась в наставлениях
ветхозав. священства. Прор. Иезекииль (7:26) говорит об «учении» (евр. торй) священников.
Устной была проповедь *пророков, и лишь часть ее нашла письменное выражение. Более
того, пророки времен *амфиктионии и первых трех столетий монархии (Самуил, Ахия,
Елисей и др.) возвещали Слово Божье только устно (*пророки-писатели появляются
в 8 в. до н.э.). Ветхозав. *мудрецов Писания также говорят о наставлениях, передаваемых
устно (напр., Притч 4:1 сл.).
В *междузаветный период, когда была уже произведена *кодификация основных *разделов
ВЗ, потребность в сохранении У.т. диктовалась тем, что свящ. тексты требовали
интерпретации применительно к новым условиям жизни. Именно тогда окончательно
сложилась идея «Устного Учения», или Предания, к-рое *фарисеи возводили к Моисеевым
временам. Характерно, что в этот период религ. наставники стали ограждать мн.
свои поучения от непосвященных (*ам-хабрецов). Отсюда обычай не записывать слова
учителя, а запоминать их наизусть. Если же что и было записано, то хранилось в
тайне (такие записи назывались мегилот старим, тайные свитки; они упоминаются
в *Талмуде, Шаббат, 6 в.).
У.т. в Новом Завете. О значении У.т. говорит тот важнейший факт, что Сам Господь
Иисус учил только устно. Так же поступали и Его апостолы в первые десятилетия
существования христ. Церкви. Ап.Павел называет данное ему *Откровение и то, что
он воспринял от *Первообщины, «преданием» (parЈdosij, см. 1 Фес 4:1-2; 2 Фес 2:15).
На У.т. опирались и евангелисты (Лк 1:1-2). Надежность устной *досиноптической
традиции была обусловлена тем, что ранние предания Церкви запоминались наизусть
и бережно хранились первыми поколениями христиан. Нек-рые авторы (напр., *Герхардсон)
считают даже, что в *первохристианский период по иудейскому образцу нек-рые лица
специально посвящали себя сохранению У.т. в неповрежденном виде. Живая апостольская
традиция ставилась очень высоко. Как непосредственное проявление даров Духа Божьего
она имела преимущество над «буквой» записанного. «Буква убивает, а дух животворит»,
— говорил ап.Павел (2 Кор 3:6). Формы сохранения и передачи новозав. У.т. были
различными. Это были циклы речений Иисусовых (Деян 20:35), сказания о Страстной
неделе и Воскресении (1 Кор 11:23-26; 15:3-8), гимны и молитвы (Флп 2:6-11), компендиумы
апостольской проповеди (напр., Деян 2:22-36; 3:13-26).
Однако Христос Спаситель указывал и на опасности, к-рые таятся в ориентации
на одну У.т. В нее легче, чем в текст, проникают «предания человеческие» («предания
старцев», Мк 7:3,4,8), к-рые входят в противоречие со Свящ.Преданием и его записью
— Писанием (Мф 15:3).
Точно так же предостережения и призывы ап.Павла «держаться предания»
подразумевают, что и в христ. среде через У.т. передавалось не только чистое апостольское
Предание, но и его искажение (Гал 1:6-9). Критерием истинности У.т. ап.Иоанн провозглашает
содержащуюся в учении веру в Иисуса Христа, «пришедшего во плоти» (1 Ин 4:1-3).
Именно забота о чистоте Предания побудила Церковь дополнить У.т. книгами, к-рые
позднее вошли в НЗ. Но даже и после того, как новозав. книги были написаны, ревнители
старины, такие как *Папий (2 в.), предпочитали У.т. письменной (см.*Евсевий. Церк.История,
III,39).
l В е й н б е р г И.П., К вопросу об устной и письменной традиции в ВЗ,
«Переднеазиатский сборник. III. История и филология стран древнего Востока», М.,
1979; *Г р е л о П., Предание, СББ; прот.К о н с т а н т и н о в К.,
Свящ. Писание НЗ об апостольском Предании, ЖМП, 1947, № 9; С а г а р д а
А.И., Место устной традиции в истории развития древнецерк. мысли, ЖМП, 1949, №
1-2; B a r o n G., Introduction en style oral de l’evangile d’apr–s les
travaux de Marcel Jousse, P., 1982; *C u l l m a n n O., La tradition, Neuch„tel,
1953; G e i s e l m a n n J.R., Die Heilige Schrift und die Tradition, Freiburg,
1962 (англ. пер.: The meaning of Tradition, N.Y., 1966); J o u s s e M.,
Le style oral, P., 1981; см. также ст.: «Истории Предания» школа; «Истории форм»
школа; Предание. |