ДРЕВНИЙ ВОСТОК
См. Египет, Азия, Персия. Вавилон. Палестина. Сирия.
Вигасин А.А. и др. История Древнего Востока. М., 1988. 416 с.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 тт. М.: Высшая школа, 1998.
Популярный очерк истории Ближнего Востока - Азимов, 1968.
Авдиев В.И. История древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970. 3 изд. 612 с.
Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. Под ред. В.Кузищина. СПб.: Алетейа, 2002. 303 с.
Платон [Рождественский]. Древний Восток при свете Божественного Откровения. Киев, 1898. 680 с.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
И БИБЛИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся
в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает
также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского
Д.В., *Мейер Э. и *Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот
«классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках к-рой сложилось
Свящ. Писание ВЗ.
Истоки цивилизаций Д.В. уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета
они достигли в период между 3 тыс. до н.э. и 4 в. до н.э., когда пала последняя
древневост. (Персидская) держава.
1. Первые сведения о Д.В. Европа получила только из Библии и из сочинений антич.
писателей, но за последние 150 лет археология как бы воскресила наследие этих
великих угасших культур. Были раскопаны древние города, найдены памятники религ.
и светской лит-ры, восстановлена (хотя далеко не полностью) картина многовековой,
богатой событиями истории Д.В. Находки новых памятников постоянно продолжаются
(только в 20 в. были открыты Хеттская, Древнеанатолийская, Угаритская, Эблаитская,
Дильмунская и др. цивилизации Д.В.).
2. Библейский мир невозможно отделить от древневост. культур, особенно тех,
что существовали в районе «Плодородного полумесяца», между Египтом и Месопотамией.
В политическом и культурном отношении П а л е с т и н а представляла собой
часть Д.В. Международная жизнь и торговля, формы хозяйства и социальные порядки,
лит-ра и обычаи — все это (несмотря на примитивные средства сообщения) связывало
между собой страны Д.В. С формальной т. зр. Библия является произведением древневост.
круга, хотя судьба ее оказалась уникальной. Слово Божье, входя в мир человека,
отражается в той конкретной среде, к к-рой оно обращено. А эта среда носила древневост.
характер. Поэтому изучение Д.В. необходимо для правильного понимания языка, мышления
и понятий свящ. авторов, а также для достоверного и конкретного восстановления
историч. фона свящ. истории спасения, предварившей явление Богочеловека. Изучение
Д.В. имеет и а п о л о г е т и ч е с к о е значение для библеистики,
т. к. подтверждает многие историч. сообщения ВЗ и НЗ; в то же время востоковедение
внесло ряд уточнений и поправок в старые представления о ходе ветхозав. истории.
3. К у л ь т у р а М е с о п о т а м и и (ныне Ирак), к-рую условно было
принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнеевр. и наложила
на нее определенный отпечаток. Именно в странах Двуречья число «7» было священным;
оттуда, по-видимому, происходит название субботы. *Дуализм водного *Хаоса и Божественного
порядка и др. элементы сказаний Двуречья в какой-то мере повлияли на ф о р м у
начальных глав Кн. Бытия. С Вавилоном связаны сказания о *Потопе и башне. Есть
основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии
Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. «По общему ходу культуры,
— замечает *Гункель, — и по аналогии с историей Творения и Потопа нужно признать,
что еврейское предание возникло из вавилонского». Если учесть, что Авраам и его
предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской
культуры представляется естественным. Однако оно не носило столь всеобъемлющего
характера, как это пытались изобразить Фридрих *Делич и сторонники *панвавилонизма.
Вообще в допленный период история ВЗ пересекается с Двуречьем преимущ. в сфере
политической (ассир. завоевания, союз Езекии с Вавилоном). В эпоху же Плена, когда
ядро народа Божьего оказалось переселенным в Халдейскую столицу, его верования
и свящ. письменность были уже достаточно сложившимися, поэтому влияние Вавилона
было поверхностным.
4. С Е г и п т о м Израиль граничил почти непосредственно; их отделяла
лишь Синайская пустыня, к-рую можно было обойти, двигаясь вдоль Средиземного моря
через землю филистимлян. Вопрос, насколько повлияла культура египтян на Израиль
в период его долгого пребывания в Дельте, считается открытым. Есть отд. сходство
между Моисеевым монотеизмом и солярным монотеизмом царя Эхнатона (14 в. до н.э.).
Эхнатоновский гимн Солнцу имеет точки соприкосновения со 103-м псалмом (см. ст.
Амарнский период). Из Библии известно, что Моисей был воспитан у египтян и мог
познакомиться с монотеистич. исканиями жрецов. Отмечалось, в частн., что в одной
из егип. космогоний первичной стихией является, как и в Библии, водная бездна.
*Тураев усматривал в мемфисском богосл. трактате домоисеева времени прообразы
учения о творческом Слове Божьем. Несомненно, что сословие писцов (соферов), к-рое
появилось при Соломоне, имело в качестве образца подобное же сословие в Египте.
Есть буквальные совпадения между нек-рыми изречениями Притчей Соломона и егип.
моралиста Аменемопе. Политически Египет чаще всего выступал союзником иудеев против
Ассирии и Вавилона, хотя два раза ненадолго подчинял Палестину (при Шешонке I
в 10 в. до н.э. и при Нехо II в кон. 7 в. до н.э.). Егип. влияние больше всего
сказалось на архитектуре и искусстве допленного периода (это видно из материалов
раскопок), но это влияние шло косвенным путем, через финикийские каналы.
5. Ф и н и к и й ц ы и х а н а н е и (представлявшие собой фактически
единый этнос) оказали наибольшее влияние на израильтян во времена судей и ранней
монархии. Это влияние было двойственным: с одной стороны, оно помогло сложиться
поэтич. культуре древнего Израиля (о чем говорит художеств. родство ханаанской
поэзии и псалмов), а с другой — было постоянным соблазном, питая языческие склонности
народа (см. ст. Угарит).
6. Длительное п е р с и д с к о е господство также не прошло бесследно. Хотя
оно не затрагивало прямо религ. жизни народа, косвенно в иудейское сознание проникал
иранский дуализм, ангелология и демонология (это особенно сказалось на апокалиптической
лит-ре и в *кумранских текстах).
7. Однако гораздо важнее этих точек пересечения ВЗ и древневост. чной культуры
было то п р о т и в о с т о я н и е языч. миросозерцанию, к-рое мы
находим в Библии. «Христианское богословие слагалось в борьбе с ересями, — писал
*Трубецкой, — Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе
с язычеством — иноземного и отечественного происхождения. Единство Ягве, Его всемогущество,
сила и слава — вот содержание как положительного учения о Боге, так и зарождающейся
полемики и апологетики» («Учение о Логосе»). Миросозерцание Д.В. было мифологическим:
народы Востока не ощущали себя отделенными от природы; природа в их глазах была
насыщена высшими и низшими силами, обладающими волей (доброй или злой). Весь космос
воспринимался как замкнутая, завершенная, устойчивая система, частью к-рой был
человек. В его задачу входило лишь поддерживать своими силами (обрядами, правилами,
табу и проч.) единый космич. порядок. В учении библ. пророков, начиная с Моисея,
Бог открывается как Святой, запредельный миру. Природу наполняет лишь Его отблеск
(«Слава»). Важнейшие же Свои деяния Он совершает в истории человечества. Человек
занимает исключительное место в творении, он не просто часть его, но и «образ»
Бога. Он призван «господствовать» над природой. Его слабость проявляется лишь
тогда, когда он отпадает от Творца (см. ст. Природа в Библии). Человек свободен
в выборе пути д а ж е п е р е д л и ц о м Б о ж и и м.
Бог ждет от него д о б р о в о л ь н о г о ответа на призыв, призыв
к с о у ч а с т и ю в Божественном Домостроительстве (в этом смысл Завета).
Мир в библ. учении — не завершенная и закрытая система; он открыт к бесконечному
восхождению, к-рое имеет целью полное осуществление Божественной воли (Царство
Божье). Все это образует пропасть, отделяющую миросозерцание Д.В. от Библии, несмотря
на то, что она зачастую говорит древневост. языком. Как отмечал в этой связи Вл.
*Соловьев, важны не камни, из к-рых строится здание, а само здание, его план и
форма. Показательно, что именно Гункель, ученый, больше всего сделавший для выявления
древневост. влияний в Библии, вынужден был признать, что мифопоэтич. материал
Востока свящ. писатели очистили, преобразили и сделали средством для передачи
учения, в корне отличного от тех, что бытовали на Д.В.
u Поэзия и проза Древнего Востока, БВЛ, т.1; Хрестоматия по истории Д.В., под
ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера, М., 1963; Луна, упавшая с неба. Древняя лит-ра Малой
Азии, пер. с древнесвлоазиат. яз., М., 1977; Повесть Петеисе III. Древнеегип.
проза, М., 1978; Хрестоматия по истории Д.В., ч.1-2, под ред. М.А.Коростовцева
и др., М., 1980; Я открою тебе сокровенное слово. Лит-ра Вавилонии и Ассирии,
пер. с аккадск., М., 1981; J.B., The ancient Near East: an antology of Texts and
Pictures, Princeton, 1958.
l Б е л я в с к и й В.А., Вавилон легендарный и Вавилон исторический,
М., 1971; Б е р н х а р д т К.Х., Древний Ливан, пер. с нем., М., 1982;
В а р г а Д., Д.В., пер. с венг., Будапешт, 1979; В преддверии философии,
пер. с англ., М., 1984; З а б л о ц к а Ю., История Бл. Востока в древности,
пер. с польск., М., 1989; ИВЛ, т.1; История древнего мира, под ред. И.М.Дьяконова
и др., т. 1, 3, М., 19832; История Д.В., ч.1-2, М., 1983-88; Источниковедение
истории Д.В., под ред. В.И.Кузищина, М., 1984; К л е н г е л ь - Б р а н д т
Э., Путешествие в древний Вавилон, пер. с нем., М., 1979; К л о ч к о в
И.С., Духовная культура Вавилонии, М., 1983; К о р о с т о в ц е в М.А.,
Религия древнего Египта, М., 1976; Культура древнего Египта, отв. ред. И.С.Кацнельсон,
М., 1976; Лит-ра Д.В., под ред. Н.И.Конрада, М., 1971; О п п е н х е й м
А.Л., Древняя Месопотамия, пер. с англ., М., 1980; ПБЭ, т.5, с.281-94; С а д а
е в Д.Ч.,
История древней Ассирии, М., 1979; С в е т л о в Э. [прот.М е н
ь А.В.], Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; е г о ж е, Вестники
Царства Божия, Брюссель, 1972; См. также библиогр. к ст.: Археология библейская;
Панвавилонизм в библеистике; Угарит; Эбла.
|