ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД, в библейской науке — эпоха свящ. истории
от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения
его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфич. черты,
отличающие его от *допленного периода.
В. Х. п. начинается с господства над Палестиной иран. династии
Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены
маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), к-рая после
устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области.
После прихода в Сирию Ал. Македонского (332) страна включается в
его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. подчиняется греко-егип.
династии Птолемеев. Ок. 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии
Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей. В 160-х гонения
Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, к-рое завершается
в 152 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной
политич. независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э.,
когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи.
В 37-4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус
полунезависимого царства. В нач. 1 в. н.э. она частично управляется
тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокуратораи.
Последними царями были Ирод Агриппа I (41-44) и Ирод Агриппа II
(ок. 53-66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, к-рое кончилось
в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма.
В.Х.п. характеризуется превращением ветхозав. Церкви в сплоченную
Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников. Со времен
Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется
уставами Закона и правилами раввинской *галахи. Иран. правительство,
Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерк. жизни Общины, но
Антиох IV (175-164) пытался насильственно искоренить веру Израиля.
Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию
Селевкидов из страны. В тот период разрастается население *диаспоры,
к-рое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом.
Одно время высоким авторитетом пользуются *Мужи великого собора
(преимущественно книжники); затем церк. власть переходит к синедрионам
(центральный возглавляется первосвященником); синедрионом учителей
руководил их «князь», или наси. Городские синедрионы играли роль
муниципально-церк. органов власти. В богослужении все большее значение
приобретают *синагоги, где наряду с молитвами звучит Слово Божье
и проповедь наставников.
В эпоху Второго Храма д у х о в н а я ж и з н ь
Общины приобретает напряженный и интенсивный характер, насыщенный
эсхатологич. чаяниями. Многобожие уже перестает быть соблазном,
как в допленный период (партия эллинофилов, о к-рой говорится в
1-2 Макк, увлекалась лишь культурно-бытовыми новшествами, шедшими
с Запада). В то же время единство Церкви ВЗ нарушается возникновением
*течений и сект. В нач. 2 в. до н.э. появляется группа *хасидов
(от евр. хасид’им — благочестивые), к-рая противопоставила эллинофилам
верность Закону. Из нее в сер. 2 в. до н.э. вышли «товарищества»
*фарисеев (от евр. перуш’им — отделившиеся), ревнителей отеческих
преданий, и орден *ессеев, члены к-рого стали вести полумонашеский
образ жизни в пустыне на берегах Мертвого моря (см. ст. Кумранские
тексты). И фарисеи, и ессеи были противниками Хасмонейской династии
(поскольку она не принадлежала к роду Давида) и по этой причине
подвергались гонениям. Сторонниками Хасмонеев остались *саддукеи
(от евр. седак’а — праведность), в основном выходцы из аристократич.
семей и высших кругов духовенства. Саддукеи признавали священным
только Пятикнижие, отрицательно относясь к новым религ. идеям (в
частн., к вере в воскресение). Народная жизнь в эту эпоху протекала
под сильным влиянием мудрецов (хакамов), учителей и книжников, к-рые
стремились восстановить веру отцов и освятить религ. обрядами все
стороны жизни. Среди книжников существовало два направления. Одни
были настроены откровенно сепаратистски и стремились к полному обособлению
иудеев от язычников. Другие, напротив, желали проповедовать Единого
Бога иноверцам, в результате чего возникло движение *прозелитов
(лиц, обращенных в иудейство). Наиболее ярко эта тенденция проявилась
в кругах александрийских евреев (см. ст. Филон Александрийский).
В. Х.п. был временем небывалого развития м е с с и
а н с к и х ч а я н и й, однако единого учения о Мессии не
существовало (см. ст. Мессианизм). Представление о нем колебалось
от веры в небесное сверхъестеств. Существо до надежды на политич.
вождя, к-рый свергнет иго язычников. Во взаимовлиянии с *апокалиптической
лит-рой стали развиваться *ангелология и демонология.
В. Х. п. характеризуется исключительным развитием б и б л
е й с к о й и д р. р е л и г и о з н о й
п и с ь м е н н о с т и. В это время писали пророки Аггей, Захария,
Малахия; были созданы книги: 1-2 Пар, 1-3 Езд, Неем., Есф, Еккл,
Сир, Прем, 1-3 Макк. По мнению совр. библеистов, книги Дан, Руф,
Тов, Иов, Иудиф, Ион также относятся к В. Х. п. В эту же эпоху,
как полагают, приняли окончат. форму Песнь Песней и Притчи Соломоновы.
Почти все апокрифы ВЗ созданы на протяжении последних двух
веков до н.э. и в начале 1 в. н.э.
У библеистов В. Х. п. не получил однозначной оценки. Одни рассматривают
его как время религ. и лит. упадка (законнич. формализм, апокалиптич.
фантазии). Другие считают, что именно в это время была подготовлена
почва для евангельской проповеди (ревность о вере, сотериологические
и мессианские чаяния). Хотя духовная атмосфера В. Х. п. была лишена
силы и цельности времен Исайи, тем не менее нельзя отрицать, что
ее характеризует высокий религ. подъем.
l А н а н ь и н с к и й Н., Состояние просвещения у палест.
иудеев в последние три века пред Рождеством Христовым, Труды КДА,
1865, т.2; свящ. А р с е н ь е в И., Саддукеи, ЧОЛДП, 1911,
№ 1-3; А р ф а к с а д о в Ф., Иерусалимский синедрион:
Историко-археологич. исследования, Каз., 1903; свящ.Б о г о л ю
б о в Н. М., К вопросу о происхождении христианства, «Христианская
масль», 1916, № 1-4; [Б у л а т о в С. А.], Состояние иудейских
ремесленников во времена земной жизни Иисуса Христа, Труды КДА,
1883, № 8-9; В е й н б е р г И. П., Рабы и другие
категории зависимых людей в палест. гражданско-храмовой общине VI-IV
вв. до н. э., ППС, вып. 25 (88), 1974; В и л ь с к е р Л.
Х., Самаритянский язык, М., 1974; В и н н и к о в И.
Н., Самаритянское Пятикнижие и устная палест. традиция, ППС, вып.
15 (78), 1966; В и п п е р Ю.Ф., Иерусалим и его окрестности
времен Иисуса Христа: Историко-географич. описание, М., 18862; В
о л ь А. Л., Побиблейская история евреев от Вавилонского пленения
до времен Магомета (586 г. до Р. Х. — 640 г. по Р. Х.), Вильна,
1882; Г е н к е л ь Г., О влиянии маздеизма на развитие иудаизма,
«Книжки Восхода», 1900, № 7-8; Г е с с е н Ю. И., Иуда
Маккавей: Историч. очерк, СПб., 1901; Г о л л ь м а н н
Г. В., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. с нем., М., 1908;
Г о л ь ц м а н О., Падение Иудейского государства, пер. с
нем., М., 1899; Г р и г о р о в и ч В., О воспитании
евр. юношества в ВЗ, СПб., 1904; Д м и т р и е в с к и й
А. А., Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении
к древнехрист. храму и его богослужебным формам. По поводу кн.:
[Никитин А. А. Синагоги иудейские как места обществ. богослужения,
К., 1891], ПС, 1893, № 4,5; прот.* Д ь я ч е н к о Г. М.,
Приготовление евр. народа к принятию христианства, ПО, 1884, № 5/6;
*И в а н и ц к и й В. Ф., Иудейско-арамейские папирусы с о.
Элефантины и их значение для науки ВЗ, Труды КДА, 1914, № 11-12;
К а м е н е в В. Ш., Евр. общество в эпоху Иисуса Христа,
«Странник», 1910, № 3; К н о п ф Р.П., Происхождение
и развитие христ. верований в загробную жизнь, пер. с нем., СПб.,
1908; *К о р с у н с к и й И. Н., Иудейское толкование ВЗ,
М., 1882; е г о ж е, Перевод LXX: Его значение в истории греч.
яз. и словесности, Серг. Пос., 1897; Н и к и т и н А. А.,
Фарисеи и саддукеи и их отношение к христианам веков апостольских,
ДЧ, 1890, № 5; е г о ж е, Синагоги иудейские как места обществ.
богослужения, К., 1891; *Н и к о л ь с к и й Н. М., Иудея
в I в. н. э., «Науч. слово», 1903, кн. 6; П и г у л е в с к а я
Н. В., Из истории социальных и религ. движений в Палестине в рим.
эпоху, в ее кн.: Ближний Восток, Византия, славяне, Л., 1976; *П
о с н о в М. Э., Иудейство (К характеристике внутр. жизни
евр. народа в послепленное время), К., 1906; П я т н и ц к
и й И., Состояние богослужения в роде человеческом перед
пришествием Иисуса Христа (У язычников, У иудеев), ДЧ, 1879, № 7/8;
Р а и н А. П., Ироды, их династия, главные представители ее
и их историч. судьба, «Странник», 1900, № 1-3, 5-7, 9-12; Религ.
секты евреев от падения Иерусалима до наших времен и описание их
религ. обрядов, по Иосту, пер. с нем., М., 1864; *Р е н а н
Э., Разорение Иерусалима, пер. с франц., М., 1886; С
в е т л о в Э. [Мень А., прот.], На пороге НЗ, Брюссель, 1983
(В поисках Пути, Истины и Жизни, т. 6); С к а р д а н и ц
к и й Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религ.
жизни иудейства пред явлением Христа, К., 1905; Х а ш к е с
М. Я. (псевд.: Мибихов М.Я.), История евр. народа: От Вавилонского
пленения до первой эпохи танаев, СПб., 1901; Ш т э р к В.,
Иудейство и эллинизм, в кн.: Христианство в освещении протестантских
теологов, сб. ст., пер. с нем., СПб., 1914; [Ъ]. О суевериях евреев
в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, № 1. См. работы
*Аверинцева, *Андреева, *Богородского, *Волнина, *Воронцова, *Глубоковского,
*Гункеля, *Дагаева, Н. Елеонского, *Мелиоранского, А.Олесницкого,
*Побединского-Платонова, *Пфлейдерера, *Ревиля, Н. *Розанова, *Рыбинского,
*Сольского, *Тареева, *Трубецкого, *Тураева, митр. *Филарета (Дроздова),
*Хенгеля, *Эдершейма, *Юнгерова, а также ст. об указ. в тексте библ.
книгах и ст.: Апокрифы; Апокалитич. лит-ра; Канон Свящ. Писания.
Библиогр. на иностр. яз. см.: S c h Ѓ r e r E.,
The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, v.1-2,
Edin., 1973-79.
|