Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Холмская Русь

См. Украина. Польша.

Батюшков П.Н. Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Зарубежья. СПб., 1887. 319 с. С 2 хромолитографиями, 45 гравюрами и историко-географической картой.

Площанский В.М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV - XVIII веков и другим источникам. Холмская епархия православной и б. униатской церкви. 1428-1730. Холмская епархия римско-кат. церкви. 1418-1733. Вильна, 1899. 563 с.

Обсуждение вопроса о Х. в Думе, 1900-е, Рожков.

Брокгауз:

- Под именем X. Руси разумеется обыкновенно территория, занятая в настоящее время приблизительно губерниями Люблинской и Седлецкой, Августовским уездом Сувалкской губернии и Мазовецким уездом Ломжинской. По своему положению "за Бугом" край этот назывался также Забужьем, или Забужной Русью. В южной его части, как думают, лежали те червенские города, которые занял Владимир Святой во время похода 981 г. и которые находились под властью киевских князей до XII в. С половины XI в., т. е. со времени развития на Руси удельной системы, в X. Руси начинают постепенно выделяться отдельные области: Люблинская, Брестская, X., Червенская, Белзская, Галицкая, Перемышльская и друг. Границы этих областей постоянно менялись. С усилением Галицкого княжества большая часть X. земли вошла в состав этого последнего. В 1240 г. нашествие татар разорило X. землю. Даниил Романович Галицкий восстановил разрушенные города и села, вызвал новых поселенцев и вообще заботился об упорядочении края. После его смерти (1264) X. земля распалась между его сыновьями, затем внуками; в течение столетия князья постоянно менялись. В 1366 г. часть X. земли - Холмско-Белзкий удел, находившийся во владении внука Даниила Романовича Юрия Даниловича, - была захвачена польским королем Казимиром I Великим. Другая, юго-вост. часть X. земли находилась в это время в руках литовцев. Со времени брака литовского князя Ягайла с польской королевой Ядвигой (1386) судьба X. Руси является общей с судьбой других русских областей, находившихся под властью польско-литовского государства. Польское влияние отражается здесь особенно сильно, так как X. Русь непосредственно соприкасается с границами Польши. Результатом Люблинской унии (1569) было усиление активной полонизации ?. Руси. На первый план выдвигается вопрос религиозный. По преданию, христианство проникло в X . Русь главным образом двумя путями - из Киева (еще при Владимире Св.) и из Моравии. Большинство населения, думают, было окрещено в православие, хотя несомненно, что наряду с православными довольно ревностно в X. Руси действовали и католические проповедники. Первая самостоятельная епископская кафедра в X. Руси была основана в 1223 г. Даниилом Романовичем в Угровске; затем она переведена в Холм. Как управлялась до тех пор X. земля в церковном отношении - неизвестно. Состоявшаяся в 1596 г. церковная уния (см.) обострила борьбу православия с католичеством. В X. Руси уния пустила глубокие корни. Объяснения этому нужно искать не в одних только актах насилия, но и в культурном влиянии Польши. Новая жизнь для X. Руси начинается со времени польских разделов. По первому из них (1772) X. Русь была разделена на две части: северная осталась за Польшей, южная отошла к Австрии. По третьему разделу (1795) к России отошли небольшая часть X. Руси от р. Буга до литовской границы, остальная же часть ее поступила во владение Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся X. Русь вошла в состав Царства Польского. Со времени польского восстания 1831 г. главной заботой русского правительства в X. Руси было поднятие значения русской народности на счет польской и православия на счет униатства. С этой целью основывались преимущественно духовные школы, в которых большое значение отводилось русскому языку, строились православные церкви, закрывались или ограничивались в правах униатские монастыри. С особенною последовательностью политика эта стала проводиться в X. Руси после польского восстания 1863 г. Начал ее князь В. А. Черкасский, назначенный в 1864 г. главным директором правительственной комиссии внутренних и духовных дел в Царстве Польском; продолжал, после выхода в отставку кн. Черкасского (конец 1866 г.), обер-прокурор Св. Синода гр. Д. А. Толстой. При кн. Черкасском было отменено патронатство польских помещиков над униатскими церквами, упразднены базилианские монастыри, закрыты многие из римско-католических монастырей, преобразованы греко-униатские учебные заведения, восстановлено правильное восточное богослужение. Для приведения в исполнение намерений правительства относительно воссоединения X. униатов с православием гр. Д. А. Толстой избрал галицкого выходца протоиерея Михаила Куземского, посвященного в епископа Холмского. По отношению к лицам, противодействовавшим воссоединению, стали применяться суровые меры: епископ Калинский был сослан, напр., в Вятку. Куземский не оправдал возлагавшихся на него надежд; он действовал осторожно и готов был на уступки униатам. В 1871 г. он был уволен на покой, а на его место управляющим X. епархией назначен старший протоиерей X. кафедрального собора Маркелл Попел. 2 октября 1873 г. X. консисторией был издан указ об очищении церковных обрядов от католических прибавок и о совершении богослужения по церковному уставу, т. е., другими словами, по православному обряду. Сроком введения в действие указа было назначено 1 янв. 1874 г. При введении его произошли среди униатского населения беспорядки, местами достигшие крупных размеров. Некоторые из священников и прихожан были высланы административным порядком, другие успели убежать в Галицию. В бытность имп. Александра II в Варшаве в июне 1874 г. униаты отправили к нему депутацию с ходатайством об отмене распоряжений относительно обрядностей греко-униатского богослужения. Депутация не была принята; император приказал объявить униатам, что просьба их исполнена быть не может и выразил уверенность, что они "освободятся от несчастных заблуждений и неблагонамеренных внушений, сбивающих их с должного пути". В марте 1875 г. Попел снарядил депутацию в С.-Петербург, во главе которой стал сам, и по ее ходатайству 11 мая 1875 г. последовало официальное воссоединение униатов с православной церковью. Литература - см. Польша, Уния, Царство Польское; Лонгинов, "Червенские города"; Е. Крыжановский, "Забужская Русь" ("Собр. Сочинений", т. I); Петров, "Холмская Русь" (изд. П. Н. Батюшкова, СПб., 1887); Петрушевич, "Холмская епархия и ее святители"; Попов, "Судьба унии в русской X. епархии"; Демьянович, "Материалы для истории воссоединения униатов бывшей X. епархии с православною церковью" (Варшава, 1878). Много отдельных статей по истории унии в X. Руси помещено в "Холмско-Варшавском епарх. вестнике".

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова