«Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» (евангелие от Фомы, 18).
Это — о цикличности истории? Было такое предположение, но, во-первых, тут не говорится о том, что «начало» восстанавливается после исчезновения. Начало есть, его можно «открыть», в нём можно «стоять».
Относится ли это лишь к немногим избранным? В тексте этого не сказано! Между тем, даже осторожный Гейтеркол с энтузиазмом комментирует этот стих как свидетельство того, что «фомиты» (он этого слова не употребляет, но уж очень оно напрашивается) были, и были наособицу. Оснований для этого нет.
Текст весь на парадоксах, начиная с главного: Иисус одновременно унижает учеников и возвышает их. Ругает, что они спрашивают о «конце», когда ещё не открыли «начала», о начале должны бы спрашивать. Точно так же сплошь и рядом поступает и Иисус «канонического» Евангелия, да и всякий человек во всяком разговоре так поступает, если чему-то учит. Этот парадокс отражает парадокс человеческой психики: мы очень самоуверенны и эта самоуверенность порождает робость. Чувствует кошка, что многовато съела.
Главный вопрос: «конец» и «смерть» однозначны? Или ученики имеют в виду смысл существования духа, а не конец плоти? Мы не знаем, что имели в виду ученики, но — судя по ответу Иисуса — они отождествляли конец и смерть, они спрашивали то ли о том, умрут ли они прежде Суда, то ли о том, какое место займут на этом суде (как в разговоре Иакова и Иоанна с Иисусом в Мк. 10:37.
«Не вкусит смерти» — выражение, имеющее полное соответствие в евангелии от Иоанна. «Верующий в Меня не умрёт вовек» (Ио. 11:26). И вновь парадокс: одновременно Иисус говорит о том, что зерно должно умереть, чтобы дать плод, говорит о Себе, но ученики же не выше Учителя? В результате Иоанн сообщает, что Иисус обещал ему, что тот не умрёт, «пока не приду», но подчёркивает, что это вовсе не синоним словам «не умрёшь». «Придти» можно и не для того, чтобы подарить бессмертие, спасти от казни, а чтобы поддержать в миг смерти.
Это изречение — ещё одна заповедь блаженства, и построена по той же схеме, что и обычные заповеди блаженства Нагорной проповеди. Человек делает — Бог вознаграждает. Человек плачет — Бог даёт ему утешение. Человек становится гонимым — Бог его усыновляет. Царство Божие — награда и утешение. Человек должен оказаться «в начале» — утешением ему и будет «конец». «Познание конца» оказывается синонимом «не вкусит смерти». Тогда «конец» противоположен смерти — человек не «познаёт смерть», а «вкушает конец».
Что такое «начало»? Да то же, что и конец. Если считать евангелие Фомы гностическим текстом, то «начало» это некоторое «исходное состояние», «примордиальное» знание. Только вот гностичность Фомы надо доказать, и этот стих отнюдь не указывает на гностичность. Слово «начало» не гностики изобрели, с него Библия начинается. Начало — это Творец, поэтому Христос — альфа и омега, начало и конец (Откр. 1:18), Он был «в начале» как Слово Божие, и надо очень постараться, чтобы игнорировать это, читая Фому.
«Начало и конец» — это «всего лишь» сам Сын Божий, к которому обращаются ученики. Они спрашивают о конце Того, Кто и есть конец, отсюда саркастический ответ на их голову. Тому нечего о конце беспокоиться, кто с Концом ест и разговаривает. Ему бы побеспокоиться о Начале — о том, что разглядеть в Сыне Человеческом Сына Божия, в ничтожестве Иисуса — Царство Небесное. Не беспокойтесь о конце, который от вас всё равно не зависит, в ваших силах только постараться найти начало и стоять в начале. Мысль совершенно не мистическая, та же мысль, что в «блаженны алчущие правды», «будьте как дети» и т.п. Освободитесь от себялюбия, от гордыни, от стереотипов, от погони за будущим, родитесь заново, начните с нуля — не с ничтожного материального нуля, а с жирного, толстого духовного Нуля — и кто будет стараться быть ничем, только тот и станет Всем.