Оглавление

Анти-Иуда

Евангелие от Иоанна намного ближе к евангелию от Марка, чем произведения Матфея и Луки. Иоанн не только не добавляет к Марку какие-то особые эпизоды, он намного бережнее Матфея и Луки сохраняет композицию Марка. Его легче «синхронизировать» — «синоптизировать» — с Марком, чем тексты Матфея и Луки.

Откуда же впечатление, что оно резко отличается, что Марк, Матфей и Лука — одна подгруппа, «синоптики», а Иоанн стоит особняком?

Иоанн добавил в композицию Марка десять речей. Очень больших речей, в которых «тонет» основа от Марка. Если эти речи вычеркнуть — будет хорошо знакомое произведение Марка.

В чем смысл дополнения? Есть ли у Иоанна одна главная — дополняющая Марка — тема?

Да.

Предательство.

Предательство Иуды — и потенциальное предательство любого христианина — вот что мучало Иоанна.

Предательство Иуды — это предательство Отца сыном. Иуда ведь был «рожден от Духа», стал «младенчиком Божьим» (есть у Иоанна  такое своеобразное выражение).

Иуда оказывается зеркальным отражением Иисуса. Иисус — Сын, верный Отцу до смерти, Иуда — сын, изменивший Отцу.

Мог Иуда не предать?

Да, конечно. Чтобы это показать, Иоанн очень расширяет рассказ Марка об Иоанне Предтече. Собственно, первая глава Евангелия от Иоанна, первая дополнительная речь — не Иисуса, а автора евангелия — вся о Предтече. Он исполняет волю Божию — быть свидетелем Иисуса.

Иуда показал Иисуса палачам, Иоанн показал Иисуса Израилю (Ио 1:31).

Иуда указал на Иисуса, чтобы Иисуса уничтожили. Иоанн указал на Иисуса, чтобы за Иисусом следовали.

Иуда поцеловал в щеку того, Кто заповедовал подставлять щеку врагу. Иоанн не отказывал в слове Божьем даже Ироду.

Иуда и Иоанн погибли оба, но Иуда погиб бессмысленно, гибель Иоанна стала торжеством смысла над бессмысленностью зла.

См.: Предательство - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Март 2024 года, Питер, улица Пестеля

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.