«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20)
На Вознесение византийский тропарь переиначивает во вполне византийском духе: «Аз есмь с вами и ничтоже на вы».
Византийский, не библейский. В Библии Бог поразительно часто говорит, что идет войной на Израиль.
«Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши» (Лев 26:28).
Особенно, конечно, у Иеремии:
«Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодовании» (Иер 21:5).
Но вот Бог вроде бы пришел. И криком кричит:
«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лк 9:41).
Вознесение все-таки это именно расставание. Но… «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16).
Утешителя! Духа!
Как насчет использования Духа Утешителя для справедливой оборонительной войны? Духометы, пли!?
Ишь, «никто же на вы». Да кому вы нужны? Вы сами себя удушите, никому неохота об вас руки марать.
В России придумали новую икону Богородицы с Младенцем: Младенец смотрит на молящегося, простирает ручонки, и подпись: «Аз есмь с вами ничтоже на вы».
Вообще-то это хула на Духа. Кстати, не вполне понятно, это говорит Мария или Господь? Икона появилась в середине XIX века, но подпись придумали в женском Леушинском монастыре накануне революции (попали пальцем в небо). Почитатели напирают на то, что иконография уникальна, но на самом деле это Сикстинская мадонна, поэтому на голове белый платок, а не традиционный для православия красный, и Младенец протягивает к зрителю обе руки, а не одну. У Рафаэля Ребенок на правой руке, а тут на левой, словно правой рукой сейчас будут кормить из бутылочки.
Трогательно. Умилительно. Утешительно.
Иисус не оставит. Иисус всегда с нами.
Есть такой художник Андрей Бодько (род. 1983), окончил и Свято-Тихоновский, и Московскую духовную семинарию, диакон, живет в Белоруссии и рисует иконки в стиле «наивная-примитив», где Иисус с разными людьми: с хирургом, с нянечкой, с инженером, с боксером… С кем-то чай пьет, с кем-то в бане. Всегда, всюду, со всеми. Правда, с боксером непонятка: а если оба боксёра верующие?
Окончательно становится ясно, что это даже не дешевка, а самообман, когда обнаруживается Господь Иисус Христос рядом с солдатом.
С кем воюем, Господи Ты Боже мой? От кого самообороняемся? Ты превентивненько в сирийцев, курдов, арабов, евреев, русских, украинцев палишь?
Нет уж. «Я с вами» сказано после призыва учить людей жить по заповедям Христа. Превентивно любить врагов. Самообороняться от безопасности. Погубить душу — да свою, своюшеньку, а не беспилотником из бункера управлять… Погибнуть под обстрелом, но не стрелять — как и Господь был распят, но никого не распял и даже не пытался. А мы Христа в баню… Ну, иконочку нарисовать нетрудно, но далеко не в каждой бане, не в каждой операционной, не на каждой кухне Бог, и уж точно нет Отца, и Сына, и Святого Духа в окопах, за штурвалами истребителей, и всюду, где готовят смерть. Бог там, где готовят воскресение, пекут прощение и варят вечную жизнь.