Мф 28 20 уча
их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь.
Бог с нами. Вот мы не в себе…
См. комм. Климента Александрийского.
Мф
28, 20 - последний стих отсылает к началу - имени Еммануил как "с нами Бог", потому
что Иисус говорит "Аз с вами есмь", т.е. "Бог с вами" (Мир Библии. - 1995. - №1
(3). - С. 104, Г.Чистяков).
*
Гениальная иллюстрация Ена Поллока к словам Иисуса: Господь в двубортном пальто,
у которого вместо пуговиц - уши. По логике надо бы нарисовать было губки - ведь
сказано не слушать, а поучать. Но что такое "учить"? Диктовать? Диктаторствовать?
Нет, учить означает слушать и слышать, а потом уже, если очень будет нужно, говорить.
Но лучший учитель молчит, и христиане не тогда исполняют "великое поручение",
когда кричат во все лёгкие, а когда и без слов их понимают. Иисус не толкает учеников
вперёд, пребывая за их спиной - Он с учениками, ибо Он - в тех, к кому обращаются
ученики: в голодных, в больных, в неверующих, в безумных.
*
Когда ученик заглядывает в конец учебника - ему надоело учиться. Когда христианин
начинает всюду видеть признаки конца света - ему надоел Христос, Тот, Кто и сейчас
рядом.
В Евангелии от Матфея Вознесение прямо не упоминается, но очевидно,
что речь идет о том же, о чем в последних строках Евангелия от
Марка. То, что не упоминается Вознесение, показывает, насколько
трудно осмыслить это событие - иногда труднее, чем Воскресение.
Тем более, что если Воскресение бесповоротно, то возвращение Вознесшегося
Иисуса происходит постоянно. Почему же не зримо, хотя бы для двоих?
Замечательная способность есть у человека - видеть мир в новом
свете. Невидимо что-то происходит с нами, и вдруг оборачивается,
облекается, одевается в образы, слова, формы. Преображение до
преображения! Появляется палочка-выручалочка: образы, слова, форму
человек начинает использовать как рычаг, чтобы во время душевной
засухи добывать воду. Полюбил иконы, потому что в момент благодати
видел икону, и вот уже в момент безблагодатный человек трется
об икону глазами в надежде вернуть благодать. Действительно, так
можно вернуть эмоциональное состояние, сопровождавшее благодать,
в этом смысле человек не сложнее собаки с рефлексами. И даже большого
греха в этом нет, как и в употреблении аспирина, но надо сознавать
различие между подлинником и копией. Может быть, в этом причина
Вознесения Спасителя: обездолить, лишить Себя видимого, вернуть
в то состояние, в котором мир пребывал до Рождества, чтобы с новым
опытом прожить в старом мире. Да, современный христианин так же
никогда не видел Иисуса во плоти, как ветхозаветный иудей. Но
как похудевший человек отличается от худого человека, так верующий
в Вознесшегося отличается от верующего в еще не пришедшего: он
должен держаться в мире, не поддаваясь миру, не разменивая Иисуса
на вторичное, на "христианские сувениры", на рефлексы.
Они все равно будут нас сопровождать, это неизбежно и полезно,
но встреча человека с Богом начинается там, где кончаются рефлексы,
и вполне мы стоим на земле, когда подымаемся за Вознесшимся.
|