Увидеть смерть и не умереть
«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
Выражение «не увидеть смерти» встречается в Ио., когда Иисус обещает, что соблюдающий Его слово «не увидит смерти вовек» (Ио 8, 51). Кроме того, у Иоанна три раза встречается выражение «не умрет» — в смысле, праведник не умрёт. Рискованный оборот, и Евангелие от Иоанна заканчивается описанием скандального недоразумения. Иисус говорит Пётру, чтобы тот шёл за Ним и служил Ему до мученической кончины. Пётр спрашивает, как насчёт Иоанна, на что Иисус не без очевидного раздражения отвечает в том смысле, что какое тебе дело — этот пускай подождёт, «пребудет, пока приду». Ученики, замечает Иоанн, истолковали это так, что ему вообще не придется умереть, но это неверное истолкование — просто Иоанну, в отличие от Петра, в тот момент следовало оставаться на месте.
«Увидеть смерть», то есть, умереть, есть и в Пс. 88, 49. Ясно, что здесь рифмуется «видеть смерть» и «видеть Христа». Собственно, и в беседе с Петром тоже, хотя не в лоб, соотносится — Пётр суждено увидеть смерть, Иоанну суждено увидеть Христа. Точнее, Петру в награду за его любовь и за признание в любви суждено придти ко Христу через смерть, его поведут на эту встречу, а Иоанн должен будет дожидаться встречи с Иисусом, когда Тот захочет, когда Тот сам придёт.
В русской традиции много позже появилось вполне языческое, суеверное толкование выражение «увидеть смерть»: якобы грешники перед смертью видят именно смерть в виде беса или в виде старухи с косой, и начинают метаться и беспокоиться. А праведник умирает тихо, созерцая Самого Христа. К счастью, конечно, при всём разнообразии человеческих судеб, Евангелие именно в том, что можно быть со Христом и в мучительной агонии, а спокойная жизнь и спокойная смерть, которую вполне можно обеспечить механически, за большие деньги, ещё не гарантируют (хотя и не исключают) вечного спокойствия.