Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

См. Нигерия.

1 век: в начале был Образ

В начале России было слово. Слово это то ли "гороушна", то ли "гороухша", выцарапано на горшке Х столетия. Горшок выкопали из смоленского кургана.

Горчица? Целый горшок горчицы?! Имя владельца? Титул богини? Аллюзия на свадебное "горько"? Сатира на царя Гороха?

Масса вопросов. Со словами всегда так. Если бы на горшке было два слова, вопросов было бы в два раза больше. Двадцать слов - вопросов в миллион раз больше. Словесная прогрессия.

История Нигерии начинается со статуи. Статую из терракоты нашли в 1928 году при разработке оловянных рудников в самом центре страны.

Теперь говорят о "культуре нок", "культуре народа нок", но это иллюзия - как назывался народ, который создавал эти статуи, неизвестно. Нок - название деревни, около которой нашли статую. Деревня находится примерно посередине между официальной столицей Нигерии Абуджой и более северным городком Кадуной.

Статуя недолго оставалась в одиночестве. Нашли вторую, третью, после хорошо организованных раскопок в 1970-е количество возросло до двух сотен. Датировка методом радиоуглеродного анализа даёт разброс в тысячу лет - с середины I тысячелетия до рождества Христова до III века нашей эры.

Примечательно, что количество вопросов не выросло из-за новых находок. Вот - различие образа от слова.

Датируются, разумеется, не сами статуи, а обугленное дерево в земле под ними и над ними.

Проблема со статуями нок в их совершенстве. Современный человек смотрит на эти статуи как на ещё один образец "африканского искусства", но только они созданы за полтысячелетия до самого раннего африканского искусства. Какое-то сходство с последующей традицией очевидно, но очевидна и уникальность. Можно найти отдалённые черты сходство с древнеегипетским искусством, можно - с крито-микенским. Однако, тут уж слишком много натяжек. А главное - скультуры невероятно хороши. В жизни рядом с гениальным всегда талантливое, пошлое, конвейерное. А тут - чистое золото.

В совершенно определённом смысле эти статуи лучше современного им античного искусства. Во всяком случае, если говорить об искусстве I столетия. Римская скульптура этого века - сплошные шедевры монументальной пропаганды. Немногие сохранившиеся росписи - в Помпеях, в императорских дворцах - поражают совершенством. Но это совершенство вторичного, это пережёвывание великого греческого наследия. А у этих проклятых нигерийских скульптур - нет вторичности. Они и друг друга-то вроде бы повторяют, но каждая - ах.

Разумеется, историки говорят о "высокоразвитой цивилизации", о том, что статуи изображают аристократов со знаками власти (не исключено; а ещё очень забавные пенисы наподобие самоварных краников). Феерические причёски, - видать, не обошлось без придворных парикмахеров, а значит, был двор, дворец...

Конечно, не исключено, что была высокоразвитая цивилизация и сгинуло. Такое бывает намного чаще, чем хотелось бы - потому что редкая высокоразвитая цивилизация высокоразвита до такой высоты, чтобы не причинять никому зла.

Так ведь не исключено, что не было никакой цивилизации, а просто гениальный мастер. Двести статуй - не так уж много. Представим себе, что после некоей катастрофы археологи обнаруживают Рафаэлевы росписи Сикстинской капеллы. Евангелие, все богословские книги, вообще все тексты уничтожены. Поймут археологи, что перед ними не люди XVI столетия? Что налицо фантазия художника?

Среди сотен населяющих Нигерию народов есть и такой, у которого в культуре можно найти сходство со статуями нок. Народ этот живёт неподалёку от Нока, называется хама или джаба, штат Южная Кадуна. Ну и что? Сходство может быть случайным. Более того, оно скорее всего случайно - за две тысячи лет обычаи меняются.

Тяжело человеку со словами, а деться некуда. Слепому плохо, но если оказаться перед выбором: слепым в своей стране или зрячим в стране, языка которой не знаешь и никогда не узнаешь? Не просто глухонемым - тут есть язык жестов, язык символов - а просто как мы перед статуями нок? Полный восторг и полный барьер.

Между прочим, это большое искушение. То, что в Библии называется "идолопоклонство". Радоваться пропасти, чувствовать удовольствие от отчуждённости. Ты не понимаешь - но и тебя не понимают. Ты словно невидимка. Герою Уэллса, между прочим, такое состояние нравилось. Несколько дней нравилось, - человек был живой. Но сколько же людей всю жизнь наслаждаются - или думают, что наслаждаются - тем, что не вступают в контакт с окружающими. Не жизнь, а телевизор с выключенным звуком. Всё как бы есть, а в то же время как бы и нет.

Если от чего и спасаться, так от этого. Только труднее всего спастись от того, что кажется спасением. Искушение умереть заживо повторяется снова и снова. Можно вместо телевизора с выключенным звуком - распятие, а можно и Библию, да и любую священную книгу. Главное - отключить желание слышать, понимать, или хотя бы заглушить голоса человеческие и голос Божий до уровня, когда они превращаются в легко управляемый шум. В общем, как сказал Иисус, имеете глаза видеть - и не видите, имеете уши слышать - и не слышите...

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова