Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

НИГЕРИЯ - ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РОССИЯ

1 век. В начале была Скульптура.

1902 год: письмо Льва Толстого нигерийскому брату.

Боко Харам в Нигерии: откуда рождается насилие.

Предисловие

С 1990-х годов вошло в обычай сравнивать Россию с Нигерией. Глобализация расширила кругозор!

Сходство, прежде всего, по количеству людей: в Нигерии полтораста миллионов, в России чуть меньше. (Оставляем в стороне вопрос о том, верна ли статистика; наверное, нет, так ведь и врут одинаково в России и в Нигерии, так что в целом выходит так на так).

Плотность населения в Нигерии много выше – 170 человек на квадратный километр, в России – восемь. Даже в собственно «Московии» – столице с областью – 159 человек.

Средняя продолжительность жизни в Нигерии, правда, лет на 10 ниже, чем в России. Но это дело наживное. Нация в Нигерии растёт как в России – национализм.

Во-вторых, нефть, которая в обоих странах используется не самым рациональным образом. Нефти и газа в Нигерии раза в два меньше, чем в России, вреда для жителей страны не меньше.

В-третьих, Нигерия такая же «многонациональная», как и Россия. Даже, наверное, побольше.

В точности и Россия, и Нигерия - страны языческие с обоями из ислама и христианства.

В России любят представить борьбу покорённых народов с угнетателями резнёй христиан мусульманами. В Англии тоже не без греха – то и дело какой-нибудь черносотенный политик начинает говорить о гонениях на христиан со стороны нигерийских мусульман. Российские черносотенцы это подхватывают. На самом деле, конечно, резня идёт по этническому признаку, крест и полумесяц ни при чём.

Есть и различия, конечно. Армия Нигерии – 85 тысяч человек. Дикие люди! Например, российская оппозиция любит называть правителей страны оккупантами. Как говорил один Хаим, «вот у моего дедушки был бардак, так там был порядок!». Так вот Нигерия была действительно оккуппирована, и в сравнении с британскими оккупантами российские оккупанты… Впрочем, в Нигерии существует полный аналог российским вождям, "номенклатуре" – это нигерийские племенные вожди, царьки, вполне сохраняющие свою власть и в наши дни.

Любопытно, что завоевание Нигерии англичанами началось после того, как английские филантропы добились отмены работорговли. До этого Нигерия была основным источником рабов, после этого пришлось искать новые способы эксплуатации ресурса.

Это не означает, конечно, что рабство отменили напрасно. Это означает, что работорговля лишь одна из ипостасей насилия.

Сходство разве что в том, что освобождение Нигерии от англичан совпало с освобождением России от некоторой части сталинского наследия. У них – деколонизация, у нас – десталини… Впрочем, как было сказано, сравнение очень хромает. Какая уж там десталинизация!

Нигерия сохранила связь с Британией, входит в Содружество, которое спародировала Москва, организовав СНГ. Разница та, что нигериец со своим паспортом спокойно прилетает в Лондон и ходит по нему (чем очень возмущаются русские номенклатурщики, обитающие в Лондоне). Вот таджик или узбек не может со своим паспортом спокойно ходить по Москве. Понятно, почему в Нигерии государственный язык английский, а в Таджикистане – нет? Русский – язык унижения нерусских русскими, вот почему.

У плохих историков «кейс-стади», история одного человека, помогает понять историю абстракций, вроде «Нигерия», «Россия». Давайте будем хорошими историками. Пусть сказанное выше поможет понять историю человека – историю историка.

Нигерийский Соловьёв, Ключевский и Милюков – Аделе Эберучукву Афигбо, для друзей и учеников был просто Ади. Родился в 1937 году и в этом, как и во многом другим, вполне шестидесятник. Родился в христианской части страны, учился в школе методистов. На способности мальчика обратил внимание директор Оджи Ихекумере, ивестный ещё и как церковный музыкант. Обучение было платным, учителя с трудом убедили родителей Афигбо платить и за обучение ребёнка в средней школе. Здесь тоже учителя (все – нигерийцы, точнее, игбо) помогали ученику.

В России господствует немножечко иной принцип: «талант сам пробьёт себе дорогу». Так оправдывается клановая система, поощряющая не талантливых, а лояльных клану. Таланты либо гибнут, либо пробивают себе дорогу в эмиграции.

Афигбо стал первым нигерийцем, защитившим докторскую диссертацию в нигерийском университете. За это его прозвали «нигерийским специменом» – «специ» тут означает то же, что у Дарвина в «Происхождении специй». «Специмен» – это «образцовый» нигериец, «достойный представитель страны». Ну вот Давид – специмен еврейский.

Правда, два года из жизни Афигбо выпали – но хоть в живых остался. Выпали именно потому, что его народ – игбо – решил отделиться от Нигерии. Так в 1967 году, когда ему было двадцать, возникла республика Биафра. Кто её только не признал! Даже Израиль и Ватикан. Ах да – Россия не признала. Через два с половиной года Нигерия всё-таки вернула игбо в себя. Погибли при этом около миллиона гражданских лиц.

Тонкость в том, что основные запасы нефти находятся именно на землях игбо. Представьте себе, что от Москвы захочет отделиться Сибирь… Москва и помогла правительству Нигерии вернуть нефть и людей над нею.

Афигбо работал в управлении пропаганды министерства информации Биафры. После войны продолжил академические труды. В двадцать пять он уже был профессором, на следующий год – деканом. Умер в 71 год, оставив после себя пять монографий, три тома статей.

Еще после него осталось трое сыновей – все инженеры, каждый с гордостью ставит аббревиатуру «Engr.» перед своим именем. Осталось пятеро дочерей.

Все книги на английском, некролог от семьи – на английском, статья в интернете – на английском. Некролог озаглавлен сугубо английским образом – «Герой возвращается домой».

Любопытно, что это выражение, нынче в англоязычном мире ставшее столь же традиционной формулой, как некогда «Покойся в мире», принадлежит американскому индейцу Текумзе. Ровесник Шарлотты Корде, Прасковьи Жемчуговой, Шлейермахера и, наконец, самого Фурье, Фурье математика, а не фурьериста. Текумзе пережил Корде и был убит некоренными американцами в 1812 году. Убить-то убили, – уж очень землицы хотелось, но сделали из Текумзе легендарную фигуру. Среди приписываемых индейцу изречений и такое:

«Когда настанет твое время умирать, не уподобляйся тем, чьи сердца полны страха перед смертью, так что они, когда приходит их час, плачут и умоляют, чтобы им дали прожить свою жизнь по новой. Ты же пропой свою предсмертную песнь и умри как герой, возвращающийся домой».

Человек, сражавшийся за свободу родной земли, подлинной своей родиной, настоящим домом считал небо.

Может, так глядел на землю и небо и Афигбо. Историк же! Историки знают страшную, стыдную тайну человечества – земной дом всегда чужой и временный. Тем бережнее надо относиться к своим спутникам в героическом пути в дом настоящий.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова